Колеса для штурмовиков: «Солдатские байки» — то, чего остро не хватает на фронте
Есть ли место для мотоциклов в армиях XXI века? Как оказалось да, в зоне СВО таковые тоже применяются, хотя и в очень ограниченном количестве. Можно было бы и больше, потребность в данных транспортных средствах есть, но сами они отсутствуют. Всё держится на добровольцах, которые привозят на войну свои байки, и на помощи волонтёров.
«Мы обеспечиваем войска. Завозим людей, боеприпасы, средства связи, провизию. Перемещаемся на больших скоростях. Можем спокойно преодолеть даже открытую местность. Будь мы на своих двоих, конечно, не прошли бы. А так доезжаем за считанные минуты», — рассказывает один их боевых байкеров.
Мобильная пулемётная точка — таковым было основное предназначение мотоциклов в войсках начиная с Первой Мировой войны. Причём оружие ставили не только на байки с боковым прицепом (коляской), но и на одиночки. Помимо этого шустрый двухколёсный транспорт использовали для разведки, связи, доставки боеприпасов и в иных целях.
Советская власть быстро осознала необходимость производства мотоциклов, к середине 30-х в армии с ними уже был полный порядок. Велосипед изобретать не стали, ТИЗ АМ-600 являлся (лицензионной?) копией одной из лучших машин того времени, английского BSA Sloper.
Ближе к началу Великой Отечественной войны появился и второй массовый аппарат — М-72, он же «в девичестве» BMW R-71. Как там обстояло дело с технической документацией, доподлинно неизвестно, есть две версии.
По «патриотичной» мотоцикл скопировали у потенциального противника, по другой — купили лицензию, что больше похоже на правду. Особенно учитывая то, что зенитка 52-К ведёт свою родословную от 7,5 cm Flak L/59, а «сорокопятка» 53-К — улучшенный в СССР вариант лицензионной 3,7 cm Pak 35/36. С Германией перед войной Союз активно сотрудничал, в том нет секрета.
М-72 в основном эксплуатировались с колясками, ТИЗ АМ-600 — чаще всего как одиночки. Кстати, в том числе и с ДТ-29 на руле. На парадах оно смотрелось отлично, но, как показала практика, данная конструкция оказалась очень неудобной.
Наследники М-72 до самого крушения Советского Союза служили в войсках, основным армейским мотоциклом был МВ-650, он же «Днепр» МТ-10−36 с немного дефорсированным мотором и приводом на колесо коляски. Одиночки отсутствовали — генералы, как обычно, готовились к прошлой войне.
А вот потенциальные противники, наоборот, не зевали. Со времён войны во Вьетнаме американцы начали разработку единого армейского байка, колупались почти три десятилетия. Но оно того стоило — в начале XXI века в войска пошли M1030M1, единственные в мире серийные дизельные мотоциклы.
167 кг сухой массы, 650 км на одной заправке, «безмозглый» дизельный мотор, развивающий 30 л.с. и 45 Нм момента, неубиваемые энергоёмкие подвески и простая конструкция. Де-факто это переделанный под солярку и упрощённый Kawasaki KLR650 — один из лучших среднекубатурных эндуро (мотоциклов для пересечённой местности) в мире.
Не стоит думать, что пока шли работы, янкесы катались на Harley-Davidson WLA-42 времён Второй Мировой, в войска регулярно покупали всякие разные современные байки. Испытывали. Но всегда что-то не устраивало и изыскания продолжались. Прежде всего в рамках концепции единого горючего требовался именно дизельный байк, а таковых мировой мотопром не делал.
С 2003 года основным мотоциклом Бундесвера стал австрийский KTM 400 LS-E/mil. Примерно те же параметры, что и у японо-американского байка, правда, дизельный мотор не осилили. Зато всё остальное на высоте.
Российский мотопром мёртв, в рамках деиндустриализации страны он зачищен на 100%. Производство «Уралов» в Ирбите закрыто, Ижевский мотозавод также полностью уничтожен, выпуск двухколёсной техники в Коврове на местном пулемётном заводе тоже ликвидирован.
Впрочем, оно нам бы сейчас и не помогло. «Урал» — тот же BMW R-71, отличия от аппарата 1928 модельного года минимальные. «Ижи» — на базе DKW-350, тоже довоенной конструкции, «Восходы» и «Мински» — наследники славных DKW RT 125 (1939 модельный год). Как-то всё грустно…
Минский мотозавод работает, Батька свою промышленность бережёт, но его продукция нам не поможет. Там делают лёгкие эндуро, причём теперь уже с привозными (китайскими) моторчиками, для армии оно не годится.
Но не всё так плохо. Стоит вспомнить, что в Ижевске с 1984 года лежит лицензия и вся техдокументация на блок мотора с КПП от Yamaha XT550 — ещё одой легенды мирового мотопрома. В конце 80-х производство «ИЖ-Орион» даже успели наладить, правда, на базе агрегатов среднекубатурного эндуро тогда решили сделать универсальный «дорожный» мотоцикл. К которому ещё купили весьма известную в байкерских кругах «пневматическую» переднюю вилку с дисковыми тормозами.
«Орионов» сделали немного, потом страны не стало, и выпуск лицензионных японских агрегатов прекратили. Оборудование сдали в чермет, производственные площади перепрофилировали под склады и торговые объекты.
Тем не менее что-то должно было остаться, вряд ли всю документацию сожгли. По сути, РФ как правопреемник СССР может с чистой совестью выпускать простые и надёжные эндуро Yamaha XT550, в войсках они бы очень пригодились. 38 л.с., МКПП-5, расход менее 4 литров на 100 километров — то, что нужно.
Наладить производство лицензионной копии Yamaha XT550 можно, как раз этот мотоцикл все встретят с восторгом. Да и на «гражданке» тоже. Но оно опять-таки, никому не нужно. В России не должно быть никаких производств, только скважина и труба. По этой западной методичке наши чиновники и работают.
Аналогично — с другим современным скоростным транспортом повышенной проходимости, теми же багги и квадроциклами. Их тоже достаточно активно используют на поле боя, но тоже все «случайные» экземпляры, поскольку иных в России нет.
Кстати, квадроциклы в СССР были — «Восход-4-ШП» выпускался серийно. Да, привод только задний, и внешний вид довольно страшненький, но он был, да и ехал вполне неплохо. Оснастить его более мощным мотором и полным приводом — бойцы скажут спасибо. Документация на «Восход-4-ШП» в Коврове должна сохраниться.
Багги к мотоциклетной тематике отношения не имеют, по большей части их делают на автомобильных агрегатах. Хотя лёгкие можно соорудить и с применением тоже же ямаховского мотора.
Но лучше всё-таки жигулёвского, он мощней. Хотя и это тоже голая теория, чиновникам ничего не нужно. Во всяком случае до тех пор, пока их не встряхнут и строго не спросят. Может, пора встряхнуть?