Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ? | Автоновости. Свежие автомобильные новости

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

0 80

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ? с фото

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

  • 3 Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
  • 4 Основные резьбовые соединения в двигателе

Закручиваем болты правильно

Содержание статьи:

Любое резьбовое соединение рассчитано на определённый момент затяжки. Он регламентирован отраслевыми стандартами качества, например, «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Иностранные производители используют другие стандарты, но в основном они сходны с отечественными. Приведённая ниже информация будет излагаться, опираясь на российские стандарты.

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны.

Рассмотрим, что произойдёт при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:

  • Немедленная деформация резьбы. Из-за слишком большого прилагаемого усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка не подлежит дальнейшей эксплуатации, кроме того, возникнут определённые сложности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, придётся воспользоваться дрелью или пилой по металлу, чтобы срезать гайку.
  • Повреждение металла, скрытое от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, однако из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, нарушения кристаллической решётки металла. Такой случай особенно опасен, так незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
  • Затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

    Пределом текучести называют механическую характеристику материала, характеризующую напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение ?т.

    Единица измерения — Паскаль [Па] либо кратные [МПа].

    Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.

    После прохождения предела текучести в металле образца начинают происходить необратимые изменения, перестраивается кристаллическая решётка металла, появляются значительные пластические деформации.

    Wikipedia

    Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.

    Инструменты для контроля момента затяжки

    Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:

    • Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.
      Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью
    • Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.

      Цифровой динамометрический ключ — самый точный

    • Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.

    Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании

    Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдут индикаторный или предельный ключ, как самые доступные. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.

    Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно

    При работе с ключом предельного вида для того, чтобы достичь необходимого момента, следует:

  • Перед началом затяжки подобрать необходимое усилие при закручивании, например, 50 Нм. Усилие выставляется на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
  • На вспомогательной шкале выставляется усилие в 2 Нм, что в сумме даст нам требуем 50 Нм.
  • Используя торцевую головку необходимого размера, затягиваем гайку. При достижении усилия в 50 Нм раздастся щелчок и затягивание прекратится.
  • Контроль за усилием при работе с ключом индикаторного типа осуществляется визуально.

    Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвёртки и шуруповёрты, работают они по такому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что нужный вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя ключ «на пределе», вы довольно быстро выведите его из строя. И также обязательно изучите инструкцию по его использованию.

    Ну а проверить правильность затяжки соединения можно угломером.

    Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом

    Как правило, динамометрический ключ — довольно дорогой инструмент. Его покупка вряд ли будет оправдана для частного использования. Однако простейшее приспособление несложно изготовить самому. Для этого понадобятся:

    • обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвесить до 20 кг (так называемый безмен);
    • отрезок довольно толстой трубы (2,5 см) длиною около полуметра.

    Закрепив на конце трубы крючок весов, вставляем в другой конец гаечный ключ и тянем за весы, закручивая гайку. При этом для создания момента в 10 Нм потребуется приложить усилие в 2 кг. По этой схеме можно заранее посчитать, какое усилие в килограммах вам потребуется приложить для затягивания.

    Безусловно, самодельный ключ будет иметь довольно большую погрешность, но это всё же лучше, чем ничего.

    Видео: как изготовить динамометрический ключ своими руками

    Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров

    Чтобы знать наверняка, с каким усилием затягивать конкретное резьбовое соединение, можно использовать следующие данные.

    Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы

    Номинальный диаметр резьбы Размер «под ключ» головки, болта (гайки), мм Шаг резьбы, мм Классы прочности по ГОСТ 1759–70 Болт 5.8 6.8 8.8 10.9 12.9 Гайка 4;5;6 5;6 6;8 8;10 10;12 6 10 1 0,5 0,8 1,0 1,25 1,6 8 12 — 14 1,25 1,6 1,8 2,5 3,6 4,0 10 14 — 17 1,25 3,2 3,6 5,6 7,0 9,0 12 17 — 19 1,25 5,6 6,2 10,0 12,5 16,0 14 19 — 22 1.5 8,0 10,0 16,0 20,0 25,0 16 22 — 24 1,5 11,0 14,0 22,0 32,0 36,0 18 24 — 27 1,5 16,0 20,0 32,0 44,0 50,0 20 27 — 30 1,5 22,0 28,0 50,0 62,0 70,0 22 30 — 32 1,5 28,0 36,0 62,0 80,0 90,0 24 32 — 36 1,5 36,0 44,0 80,0 100,0 —

    Основные резьбовые соединения в двигателе

    Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:

    • Головка блока цилиндров (ГБЦ). Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов. Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
    • Клапанная крышка. Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
    • Свечи зажигания и свечи накаливания. Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
    • При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
    • Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.

    Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей

    Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.

    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.