Автомобили утренней свежести
В отсутствии импорта новых автомобилей в РФ быстро растёт поток подержанных, постоянно отмечаются всё новые и новые рекорды. После ухода с российского рынка южнокорейских производителей машины из этой страны стали ввозить частным порядком, как бэушные, так и совсем свежие. Владивосток вновь обретает статус «автомобильной столицы» России, а местные торговцы и все заинтересованные лица просто купаются в деньгах.
У Страны восходящего солнца появился серьёзный конкурент в деле экспорта в Россию подержанных автомобилей — Страна утренней свежести. Согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), объем экспорта подержанных автомобилей в РФ в 2022 году вырос в 12,6 раз по сравнению с предыдущим годом. Это в деньгах — машинок притащили на общую сумму $572,76 млн. Но и количественно тоже рекорд: число поставленных авто выросло в 8,3 раза до 19 626 единиц.
Информация о том, что из Южной Кореи массово повезли подержанные авто, появилась ещё в конце прошлого года. Но тогда статистики ещё не было.
«Многие ребята в этом году переключились на новый канал поставки — из Южной Кореи. Конечно, о нём знали, всегда оттуда кто-то что-то возил, но отнюдь не массово. Зачем, если то же самое можно купить в автосалоне, у официальных дилеров (ОД)? Сейчас ОД больше нет, машин тоже, а спрос остаётся. В европейской части России, у нас на этом мало желающих ездить. Вот для них и везут, бизнес процветает. Причём тащат очень много совсем свежих машин», — ещё в декабре 2022-го рассказывал торговец подержанными японскими автомобилями Василий.
Да, всё полностью совпадает с данными KITA. По информации корейцев средняя стоимость экспортированного в Россию бэушного автомобиля составила $29,2 тысячи, это в 4 раза больше, чем в среднем по всем странам (примерно $7,3 тысячи). Серьёзный рост, в 2021-м к нам везли гораздо более дешёвые транспортные средства, которые в среднем стоили $19,2 тысячи.
Тут всё просто. Как только новый автомобиль выехал за ворота салона ОД — всё, он уже подержанный. И таких машин, судя по вышеозначенному среднему ценнику, очень много. Люди привыкли к новым авто Hyundai и Kia, отказываться от них народ не желает, и после ухода концерна из России начали искать варианты. На ловца, как говорится, и зверь бежит — в ответ на спрос возникло предложение.
Ничего особо нового, тащат ровно то, что ещё недавно продавалось в автосалонах по всей стране. Те же самые модели Hyundai и Kia, которые людям так полюбились. С запчастями-«аналогами» на них всё более-менее неплохо, чинить и обслуживать эту технику умеют, в общем, отказываться смысла нет. Да и альтернатив не так уж и много.
Плюс привычный нормальный левый руль, пересаживаться на «праворульки» готовы отнюдь не все. Это на Дальнем Востоке все привыкли, что руль находится в бардачке, а западней Урала таких любителей немного. Пока немного. Хотя их число тоже стремительно растёт.
«В ушедшем 2022 году у нас поставлен рекорд по ввозу и оформлению автотранспортных средств физическими лицами, общая цифра — 203 тысячи единиц транспортных средств. Если брать 2020 год, там было менее 100 тысяч. Показатель 2021 года был превышен почти на 70%. Основной поток автомобилей завозится, конечно, из Японии — традиционно для Дальнего Востока. Но мы отмечаем в прошлом году рост ввозимых автомобилей из Кореи, и появились первые автомобили, которые ввозят физические лица из Китая», — говорит руководитель Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин.
Кстати, по данным японской ассоциации экспортеров подержанных автомобилей (JUMVEA) в прошлом году в РФ было поставлено более 213,5 тысячи машин с пробегом. Это — только из Японии. Плюс 20 тысяч из Южной Кореи, что-то ещё из Китая, из США, из других стран. То есть где-то в сумме около 240 тысяч. А выше говорится про 203 тысячи, на которые таможня «дала добро». Странная арифметика… Если брать «распилы» и иные запчасти, то они и вывозятся, и ввозятся с соответствующим оформлением, не как автомобили точно. Впрочем, это заботы руководства ДВТУ…
Чем ответит российский автопром?
«Долю автомобилей российского производства на внутреннем рынке планируется увеличить с 40% до 80% к 2030 году. Показателя планируется достичь с увеличенным объемом государственной поддержки, за счет утроения производства автокомпонентов в РФ до 2025 года и увеличения выпуска всех видов авто в два раза», — вещает министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Про какие 40% говорится не очень понятно, но не суть. Учитывая то, что за год в РФ не было построено ни одного завода, всё точно получится. Утроим, никак не иначе. Только к 2130 году, не раньше. И примерно так же, как мы уже полетели на Марс в 2019-м.
При этом проблем у российских автолюбителей только прибавляется. К примеру выяснилось, что часть машин, поставляемых в нашу страну в рамках «параллельного импорта», криминальные. Схема проста: авто берётся в Европе в лизинг, по базам данных это отследить невозможно, а потом через посредников транспортное средство продаётся в РФ. В том числе в салонах бывших ОД.
Машина вроде как «чистая», регистрацию в ГИБДД проходит, но потом начинаются проблемы. Жулики перестают платить лизинговые платежи и авто объявляется в международный розыск. И наши правоохранители его изымают. То есть действуют в интересах «общечеловеков», хотя у России вроде как нынче более чем напряжённые отношения с ЕС. Но интересы иностранцев почему-то продолжают вовсю защищать!
Авто из Японии и Южной Кореи с такими схемам пока не были выявлены, но всё может быть. Автобизнес Дальнего Востока сильно завязан на криминал, это, увы, не новость, и перемен к лучшему тут нет. Поэтому нужно быть начеку.
5−7 летние японские авто в этом отношении — оптимальный выбор. Там точно нет криминала, так как в Стране восходящего солнца принято довольно часто менять транспортные средства. И все сроки теоретического лизинга тоже уже вышли. К тому же можно глянуть аукционный лист, в том числе, на официальном японском сайте. В общем, у них на островах порядок.
По Южной Корее пока настолько подробной информации нет, по сути, наши предприниматели только начинают активно работать на этом рынке. Но порядок и у корейцев присутствует в полной мере, недаром эти два народа считаются близкородственными. Иными словами, риски меньше, чем в Европе, где российский автокриминал тесно взаимодействует с прибалтийским, причём традиционно больше всего — с литовским. Термин ГЛП (горелый литовский перевёртыш) — это из «лихих 90-х» — снова в ходу.
При таких раскладах у Южной Кореи есть все шансы превратиться во вторую Японию — в смысле импорта подержанных авто. Около полумиллиона подержанных авто в год обе страны вполне потянут, и для российских автолюбителей это станет настоящим подарком. Ведь альтернатив не видно в принципе.
И рынок «бэушки», действительно, растёт. Согласно данным агентства «Автостат», в январе 2023 года граждане РФ приобрели 361,1 тысячи легковых автомобилей с пробегом. Что на 7% больше, чем за тот же месяц прошлого года. Среди иномарок на первом месте Toyota (42,9 тысячи штук), это 12% рынка. Учитывая то, что данные японские авто новые в нашей стране продавались так себе — уж больно дорогие — в основном речь как раз товар из Владика.