Не быть, но убедительно казаться: опыт владения Mitsubishi Lancer II поколения 1981 года
Обычно мы строго подходим к поиску автомобилей для рубрики об опыте владения, ожидая от них хорошего технического состояния и оригинального вида. Сегодня – небольшое, но оправданное исключение. Ведь если оригинальный спортивный автомобиль крайне редок, безумно дорог или уже не существует в природе, а владелец серьезно подошел к созданию «муляжа» на основе рядового экземпляра, то такое не клеймят «колхозным тюнингом», а называют разновидностью «WRC-style». Сегодняшний Mitsubishi Lancer второго поколения как раз такой: заводской внутри, но очень убедительный снаружи.
Столь старых, но при этом живых Lancer в нашей стране крайне мало, а их спортивных модификаций, вероятно, и вовсе нет. Поэтому руководителю музея японских автомобилей «Buckets Empire» Игорю Рейцману и пришла в голову идея создать экспонат, выразительно символизирующий собой эпоху начала проникновения японского автопрома в серьезный автоспорт. Тем более что такая затея целиком и полностью вписывается в дух музейного формата – ведь по правилам любого музея при отсутствии оригинала нужно сделать репродукцию!
Снаружи
Содержание статьи:
Автомобиль – характерный пример «кубического» дизайна 80-х. Практически ни одной сглаженной линии в кузове нет – сплошь углы и грани. При этом, несмотря на бюджетную сущность, высоковатую линию крыши и некоторый недостаток длины, не соответствующие канонам формирования «стремительных очертаний», машина выглядит достаточно динамично и явно демонстрирует потенциал, который как раз великолепно проявляет спортивная ливрея.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/15c4d8eb-a7d7-4a18-8a41-f324bffa2924/002-result.jpg)
В те годы спортивные версии даже скучноватых массовых моделей воспринимались совершено иначе: они украшали собой обложки автожурналов и всевозможных постеров, а за их судьбой и успехами следили миллионы потенциальных покупателей обычных рядовых машин. Автопроизводители щедро финансировали свои гоночные подразделения, поскольку от их результативности напрямую зависел успех продаж. Спортивный дивизион Mitsubishi под названием Ralliart официально возник в 1984 году, хотя фактически уже существовал в рамках заводской команды еще с первого поколения Lancer, принесшего первые же раллийные успехи мирового уровня японской марке. В дальнейшем имя Ralliart и характерная эмблема с десятком красно-оранжевых косых штрихов гремели долгие годы – в первую очередь, конечно, благодаря успехам Томми Мякинена на моделях с приставкой Evolution.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/e7efce88-01ae-4665-9d7f-427334a6a85f/003-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/1026126f-6b6c-42a7-9e08-d0cca1328f72/004-result.jpg)
На этот гражданский Lancer в строгом соответствии с размерами оригинала была нанесена фирменная оранжевая расцветка на белом поле, спонсорские наклейки Ralliart и Advan (японская марка дисков и спортивных деталей), установлен спортивный спойлер-дактейл и противотуманные фары. Колеса пока стоят от гражданской турбированной версии, но олдскульные диски от той же Advan уже едут в музей. Единственная неканоничная деталь внешности – вымышленная команда: в качестве имен пилотов фигурирует руководитель музея и его подруга.
Внутри
Внутри этот Lancer не отличается от обычного рядового, поэтому на его примере мы ознакомимся с типичной японской городской машиной 80-х. Несмотря на общую скромность и неброскость, салон авто 1981 года отличается продуманностью эргономики, а также высоким качеством материалов и сборки, позволившим ему сохраниться спустя столько лет в состоянии, близком к оценке «5». По шестибалльной, правда, шкале…
![](https://kolesa-uploads.ru/-/bfa2c104-7a28-4de8-abd9-0e326a039b40/007-result.jpg)
Из того, что можно отнести к элементам интересного дизайна, тут имеется двуспицевый руль, форма которого явно навеяна знаменитыми односпицевыми рулями французских и британских машин. Подобный дизайн изначально был предназначен для улучшения обзорности и наблюдения за развитыми в информационном плане приборными панелями.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/30cf398c-1470-44f7-ad0e-caedbfd4e2b0/008-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/420c2123-32cd-40f6-8126-6ee09765d7d9/009-result.jpg)
Сложно сказать, насколько необходим «прозрачный» руль приборке этого Lancer, но стоит отметить, что она несколько сильнее насыщена элементами информирования водителя, чем аналоги. Приборная панель тут широкая, стрелки и индикаторы расположена на ней весьма свободно и не скученно. В центре находятся спидометр, «бензомер» и термометр (при отсутствующем тахометре), а вот справа и слева расположены крупные световые панели индикаторных ламп. Правая отвечает за моторную информацию, а вот левая достаточно наглядно демонстрирует распределение воздушных потоков от печки и кондиционера.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/130f97b6-a4f4-4a34-9b70-403074060ccf/010-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/3e8a3e65-29c7-4789-8f46-1d1cbd88c359/012-result.jpg)
Возле рукоятки ручной коробки передач на тоннеле пола торчат два джойстика регулирования электропривода зеркал:
![](https://kolesa-uploads.ru/-/26343e1b-1801-4ec0-a4e6-2a0dca64ea1d/013-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/f9d392de-2818-4156-8727-6be00575bfa2/014-result.jpg)
Вдобавок к штатному радиоприемнику многие в то время стремились установить еще и модный кассетный проигрыватель…
![](https://kolesa-uploads.ru/-/fd628e77-5370-4130-a9c6-b5f01957ceee/015-result.jpg)
Велюровые сиденья не потеряли не цепкости, ни формы. Цвет, конечно, слегка потускнел…
![](https://kolesa-uploads.ru/-/52db2d6f-551f-42be-a368-be4860b73e63/020-result.jpg)
Техника
В целом в конструкции Lancer второго поколения ничего особенно примечательного в инженерном плане нет. И гражданский Lancer этой генерации, и даже его настоящая раллийная версии – это, по большому счету, весьма простые машины гольф-класса из 80-х, которые можно ремонтировать без особенных навыков даже в полевых условиях. Главное, были бы запчасти, с которыми у старых «японцев» далеко не так все просто, ибо многое уже не найти и необходимо «подбирать». Владелец этого «мнимо-спортивного» Lancer не вникал глубоко в вопросы наличия запчастей, поскольку машина находится в целом в удовлетворительном состоянии по технической части, а в формате музейного экспоната ее пробег почти не растет, ограничиваясь нечастыми выездами и периодической миграцией из зала в запасники и обратно.
В этом «раллийном» седане все просто: задний неразрезной ведущий мост, передний МакФерсон, продольно установленный 1,8-литровый карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель мощностью 99 сил (с чугунным блоком, алюминиевой головкой и ременным ГРМ), 4-ступенчатая ручная КП. Впрочем, в более богатых комплектациях автомобиля были доступны и двухлитровые турбированные двигатели, и трехступенчатые автоматы.
Наиболее же любопытна технология, появившаяся в моторах Mitsubishi как раз на втором поколении Lancer – комплекс MCA-JET. Название относило его в первую очередь к экологическим мероприятиям (MCA, Mitsubishi Clean Air), однако оно было направлено не только на чистоту выхлопа, но и на экономию топлива и снижение шума. К первому и последнему относились в основном система рециркуляции картерных газов и система балансирных валов для борьбы с вибрациями, а вот на топливную экономичность и повышение КПД двигателя было ориентировано весьма любопытное решение – третий клапан на цилиндр в ГРМ!
Система MCA-JET у Mitsubishi появилась значительно раньше, нежели массовыми во всем мире стали двигатели DOHC с четырьмя клапанами на цилиндр, и принцип ее работы заключался в улучшении наполнения цилиндров рабочей смесью за счет лучшего распыления и перемешивания бензина с воздухом. Осуществлялось это с помощью специального «клапана поддува», являвшегося, по сути, вторым впускным клапаном, но очень малого диаметра. Его задачей было не столько увеличить суммарный диаметр впускного отверстия в цилиндр (хотя это в некоторой степени имело место), сколько вызвать завихрения воздуха, лучше разбивая микрокапли топлива в рабочей смеси. Малый диаметр вспомогательного клапана давал повышенную скорость воздушного потока через него, и этот поток сталкивался с потоком, идущим через основной впускной клапан. Открывались же основной и вспомогательный синхронно – за счет более широкой лапки впускного коромысла, нажимающей на штоки обоих клапанов сразу.
Кстати, в этой конструкции был предусмотрен и легкий ремонт системы при необходимости! Для замены клапана-«завихрителя» не нужно было снимать ГБЦ, как при замене любого обычного клапана. Малый клапан представлял собой корпусное решение – он вместе со своей пружиной, тарелкой и удерживающими сухариками находился в небольшом корпусе-бочонке, который просто вкручивался в отверстие в ГБЦ со стороны распредвала. Для замены этого клапана в любом из цилиндров достаточно было просто снять клапанную крышку и нужную ось коромысел, после чего клапан в корпусе просто вывинчивался, как болт, и на его место вкручивался новый.
![](https://kolesa-uploads.ru/-/3f19c971-3479-46b0-beab-a0d28408b623/021-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/c5b8c348-b103-4b53-bcc0-62ea1635a837/022-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/-/a615142f-973b-47c3-888f-98e7b1e447db/023-result.jpg)
В движении
Как вела себя истинная спортивная модификация Lancer II от Ralliart, сказать сложно, поездив на этом седане… Подвеска и тормоза этих машин серьезно отличалась от подвески гражданских экземпляров, да и турбодвигатели были изрядно доработаны относительно турбированных же моторов для городской эксплуатации. Так что нужно учитывать, что покататься нам удалось на самом заурядном, в сущности, экземпляре с карбюраторным 100-сильным атмосферником и типовой подвеской.
Рискуя попасть под удар поклонников каноничного JDM, покощунствую: если выражаться с помощью аналогий, то в плане ощущений от вождения второе поколение Lancer в бюджетной комплектации – эдакий гибрид близких к нему по уровню инженерной школы ВАЗ-2107, ИЖ-2126 и ВАЗ-21099. От первого в Lancer задний привод с цельным мостом и соответствующее ему поведение на дороге, от второго – характер коробки с «длинными» передачами, от третьего – динамика разгона, отклик на руль с механизмом без усилителя, эффективность тормозов и комфорт кресел.
Морда автомобиля тут изрядно перегружена: на ней расположены продольный мотор, значительная часть массы которого висит перед передней осью, вынесенный максимально вперед аккумулятор и значительного объема медный радиатор. Это накладывает определенный отпечаток на характер управляемости, что в некоторой степени может почувствовать даже обычный гражданский пользователь совершенно без гоночного опыта. Тяжесть передка усугубляется повышенной мягкостью подвески, отданной в жертву рулежке. Ну и ровно в той же степени, в какой перегружен передок, недогружен зад, что не особо заметно летом на асфальте, но проявляется на скользких и непрочных дорожных покрытиях в остальные три сезона.
Тем не менее общий набор характеристик вполне приемлем даже для современных условий движения, хоть в мегаполисе, хоть на трассе, несмотря на четыре десятка лет возраста машины. Да, некое комплексное ощущение непривычности от управления поначалу заметит любой, привыкший к современному переднеприводному автомобилю ценовой категории, близкой к Lancer. Но в целом машина при желании могла бы без особенных усилий и жертв со стороны пользователя служить повседневным средством передвижения, не сильно проигрывая иным массовым моделям из нашей эпохи.
История модели
Второе поколение Mitsubishi выпускалось с 1979 по 1987 год. В отличие от первой генерации, представленной в кузовах двух- и четырехдверный седан, купе, лифтбек и универсал, второй Lancer оказался исключительно четырехдверным седаном. Это поколение стало последним заднеприводным – все последующие «Уланы» от Mitsubishi выпускались на переднеприводной платформе. Автомобиль предлагался с широкой гаммой двигателей объемом 1.2, 1.4, 1.6, 1.8 и 2.0 литра – как карбюраторными, так и инжекторными. Двухлитровый двигатель во впрысковом варианте и с турбиной выдавал 170 л.с., что было весьма солидно для машины со снаряженной массой, едва превышавшей тонну.