Автомобильные сканеры принцип работы, разновидности, применение на практике
Современные автомобили оснащаются различными ЭБУ, сейчас уже практически невозможно встретить новую машину, не оборудованную электронной системой управления двигателем (электроникой АКПП при наличии автоматической коробки передач). Автосканеры для диагностики автомобилей разработаны для считывания информации, выдаваемой блоком управления, с помощью данных можно определить ошибки, вычислить поломки датчиков, выявить неисправности электронных компонентов, получить данные о расходе топлива, температурном режиме ДВС и прочее.
- 1 Функциональные возможности автосканеров
- 2 Автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки
- 3 Популярные мультимарочные сканеры для диагностики автомобилей
- 4 Лучший автосканер для диагностирования автомобиля
- 5 Немного из истории автомобильных сканеров
- 6 Что представляет собой разъем OBD2
- 7 Сканеры-адаптеры на базе ELM327 – описание, возможности диагностирования
- 8 Отзывы об адаптерах ELM327
- 9 Как подключить адаптер ELM327 к автомобилю по Bluetooth
- 10 Совместимость прошивки v1.5 адаптера ELM327 с ЭБУ двигателя
- 11 Коды ошибок по протоколу OBD2
Существуют различные типы и модели автомобильных сканеров, соответственно, это оборудование обладает разными характеристиками. Профессиональные приборы для диагностирования стоят дорого и имеют большие функциональные возможности, в основном используются в дилерских центрах и на специализированных станциях техобслуживания. Также промышленностью производятся и недорогие универсальные автосканеры, доступные рядовому пользователю. Возможности таких приборов довольно скромные, но их достаточно, чтобы самостоятельно определить сбои в электронной схеме, найти причину некорректной работы узла в авто.
Функциональные возможности автосканеров
Содержание статьи:
В отличие от мотор-тестера сканер не относится к измерительным приборам, он только может считывать информацию, переданную электронным блоком управления. В задачу данного прибора входит расшифровать полученные данные, чтобы довести их до пользователя. Водитель или диагност, получив необходимые сведения, по коду ошибки или характеристикам определяет неисправность, производит ремонт. Безусловно, причину поломки в некоторых случаях удается вычислить не сразу, но сканер подсказывает, где искать неисправность, какие датчики и элементы электронной схемы могут быть «виновниками» сбоев.
Профессиональные автосканеры созданы для работы с определенными марками авто, например, прибор модели GM Tech2 осуществляет целый комплекс процедур по диагностике и ТО. Это оборудование специально разработано для автомобилей концерна GM и позволяет:
- считывать коды ошибок и производить их расшифровку;
- записывать полученные данные для дальнейшего проведения анализа;
- перепрограммировать, адаптировать и кодировать электронные блоки управления;
- стирать ошибки;
- активировать работу различных реле и механизмов;
- просматривать все параметры электронного узла, считывать данные с датчиков.
GM Tech2 может диагностировать не только двигатель или автоматическую коробку передач, но и другие узлы автомобиля, в которых присутствует электронная схема, например:
- электроусилитель руля;
- тормоза с ABS;
- пневматическую подвеску;
- мультимедийный центр;
- охранную сигнализацию.
Средняя цена автомобильного сканера GM – от 40 до 50 тысяч рублей, но обычному пользователю такой сложный и дорогой прибор не нужен, покупка дорогостоящего оборудования для использования в гараже или в небольшой автомастерской просто будет неоправданной. К тому же в неопытных руках профессиональный автосканер может принести вред – случайно перепрошитая программа или изменение настроек приведет к серьезным нарушениям в электронике.
Для самостоятельного диагностирования лучше использовать недорогой сканер универсального применения, такие приборы обычно подходят практически на все марки современных авто, а купить их можно очень недорого. Лучший выбор для «любительской» диагностики – мультимарочный автосканер, созданный на базе чипа ELM327, с помощью недорогого прибора можно выяснить, о чем сигнализирует на панели приборов лампа Check Engine, какую ошибку она показывает. И еще любой диагностический прибор позволяет выявить нарушения в работе электронной системы даже в том случае, если «Чек Энджин» не фиксирует ошибку и не подает сигнал.
Автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки
Прежде чем выяснить, какими функциональными возможностями обладают автосканеры для самостоятельной диагностики автомобилей, следует сказать, что все они подразделяются на три основные группы:
- мультимарочные;
- марочные;
- дилерские.
В памяти дилерского сканера зашита оригинальная программа, такое оборудование разрабатывается только для одной или нескольких «родственных» автомобильных марок, выше мы рассмотрели прибор подобного типа на примере GM Tech2. Марочные автосканнеры также предназначены для профессионального использования, но нередко бывают универсальными, с ними в основном работают диагносты на станциях техобслуживания и в автосервисах. В отличие от дилерских марочные сканеры обладают более скромными возможностями, но достаточными для проведения качественной диагностики.
Мультимарочные диагностические приборы – категория приборов, чаще всего используемых в непрофессиональной деятельности и в условиях гаража, функционала таких автосканеров достаточно для выявления неисправностей в ЭСУД (электронной системе управления двигателем), прочтения и сброса кода ошибки.
Автомобильные приборы для диагностики подразделяются на два основных типа – адаптеры и автономные сканеры, все диагностическое оборудование отличается портативностью и неплохим функционалом. Автономные автосканеры чаще применяются в профессиональной деятельности: их габариты обычно не превышают размер электронной книги, приборы подключаются напрямую к диагностическому разъему автомобиля, считывают данные с ЭБУ. Минус таких устройств – сложности в обновлении программы, для того чтобы перепрошить диагностический прибор некоторых моделей, необходимо обращаться к сервисменам.
Сканеры-адаптеры последнее время набирают большую популярность, их основные преимущества:
- характеризуются очень малыми размерами (приблизительно со спичечный коробок);
- работают со многими операционными системами;
- совместимы как со стационарными, так и с мобильными компьютерными устройствами, при этом вся информация выводится на привычный экран монитора.
Но одним адаптером диагностику произвести невозможно, для работы с ним обязательно нужен настольный компьютер или ноутбук.
Популярные мультимарочные сканеры для диагностики автомобилей
Среди автовладельцев, любящих самостоятельно разобраться с неисправностями в автомобиле, наиболее популярны недорогие мультимарочные сканеры различных типов, выбор во многом зависит от совместимости диагностического прибора с электронной схемой авто. Автосканеры выпускаются под разными брендами, существует множество моделей, отличающихся по типу и назначению, вот некоторые марки:
- ELM 327 USB;
- Scan Master CAN LE;
- Black CDP;
- Сканматик 2;
- Delphi DS150E;
- iCAR Vgate ELM327;
- iOBD WiFi;
- Launch EasyDiag.
На многом диагностическом оборудовании установлена прошивка на русском языке, что делает работу с устройством гораздо удобнее. У диагностического прибора одной и той же марки может быть несколько версий, например, отдельно для работы по Wi Fi, Bluetooth, USB, через OBDII. Так есть несколько вариантов исполнения адаптера ELM 327, существуют версии прибора, предназначенные для работы с устройствами PC, MacOS, Android. Также разработаны сканеры, совместимые с Linux, WinCE, наиболее дешевыми является адаптеры, их стоимость начинается буквально от 1000 рублей.
Автосканер может дополняться соединительным шнуром, если передача данных осуществляется по порту USB или через разъем OBD2. Очень популярен среди любителей покопаться в настройках блок управления Smart Scan Tool, созданный на чипе ELM327.
Лучший автосканер для диагностирования автомобиля
Какой сканер для диагностирования лучше, сказать однозначно нельзя, так как полностью универсальных приборов практически не бывает, и каждое устройство рассчитано на работу с несколькими брендами авто. К тому же многое зависит от года выпуска автомобиля – программы блоков управления на машинах до 2000 года выпуска могут быть прочитаны далеко не каждым сканером. Autoscanners обычно поддерживают одновременно несколько протоколов, обеспечивающих работу с несколькими моделями авто. Например, по протоколу ISO14230-4 можно работать с корейскими марками машин Kia, Hyundai и Daewoo, а по J1850 VPW – с «американцами» GM, Dodge, Chevrolet, Chrysler, Cadillac.
Тем не менее, в сети нередко публикуются рейтинги лучших диагностических приборов для авто, списки отдельно составляются для профессиональных и любительских сканеров, разделяются группы и по цене. Среди недорогих диагностических приборов часто в лидерах оказываются ELM327, Delphi DS150E и Launch CReader V, среди мультимарочных автосканеров профессионального назначения – Bosch KTS 570, Launch X-431 PAD II и Carman Scan VG+.
При составлении рейтингов учитываются мнения различных пользователей:
- автолюбителей;
- автомобильных экспертов;
- диагностов, работающих на СТО;
- продавцов диагностического оборудования.
При оценке автомобильного сканера в первую очередь рассматриваются такие плюсы как:
- оптимальное соотношение цена/ качество;
- функциональные возможности диагностического прибора;
- охват поддерживаемых моделей авто;
- наличие русского меню;
- возможность автономной работы;
- удобство в использовании.
Компактные автосканеры-адаптеры могут выполняться в различных корпусах, их большой плюс – компактность. Такие устройства относятся к разряду самых недорогих диагностических приборов, некоторые модели оборудуются кнопкой выключения питания. Выключатель, несомненно, относится к достоинствам сканера, он позволяет оставлять адаптер подсоединенным к схеме автомобиля, не опасаясь, что сядет аккумулятор.
Немного из истории автомобильных сканеров
Отсчет истории автомобильных сканеров ведется с начала восьмидесятых годов, первые диагностические приборы такого типа появились в Соединенных Штатах Америки, а «первопроходцем» является компания General Motors. Диагностическая аппаратура тогда предназначалась для усовершенствования контроля качества выпускаемой продукции, она применялась на сборочных конвейерах автомашин.
В дальнейшем autoscaners стали использоваться для диагностики инжекторных двигателей, в настоящее время с помощью прибора можно продиагностировать практически любую систему и узел в автомобиле, оснащенный электронной схемой. Следует сказать, что поначалу программное обеспечение и схемы подключения к бортовой сети автомобиля были «разношерстными», узкая спецификация автосканеров породила массу моделей, не совместимых между собой.
Решение унифицировать диагностическое оборудование пришло позднее, и сканеры сразу же стали более доступными в цене, удобными в работе. Хотя и сейчас в профессиональном использовании встречаются приборы для диагностики с узкой направленностью – со своим оригинальным программным обеспечением, индивидуальным портом подключения.
Что представляет собой разъем OBD2
Разъем OBD впервые появился еще в пятидесятых годах, и также его история зарождалась в Америке. Все началось с того, что американское правительство стало задумываться о том, как бороться с вредными выбросами выхлопных газов автомобилей, загрязняющими атмосферу. Постепенно на автомашинах стали появляться различные электронные системы ДВС, обеспечивающие более низкую токсичность выхлопа, также электроника позволила в некоторой степени снизить расход топлива.
Поначалу не было единого стандарта, и разъем для подключения диагностического прибора мог иметь любой вид, разное количество соединительных проводов. Впервые форма OBD была предложена в конце семидесятых, а 1996 году все автопроизводители стали комплектовать выпускаемые авто колодками единого образца OBD2.
Этот разъем имеет 16 выводов для подключения прибора компьютерной диагностики, стандартную распиновку, все контакты здесь маркируются и подключаются следующим образом:
- 1/ 3/ 8/ 9/ 11/ 12/ 13 – на усмотрение автопроизводителя;
- 2/ 10 – шина J1850;
- 4 – масса (минус);
- 5 – сигнальное заземление;
- 6 – шина CAN (цифровая);
- 7 – контакт для подключения K-Line (ISO9141-2);
- 15 – шина для L-Line (ISO 9141-2);
- 16 – вывод для подачи питания от бортовой сети авто (+12 Вольт).
Достаточно долгое время на автомобильных сканерах применялся только этот разъем, но в связи с развитием компьютерных технологий стал доступен обмен диагностического прибора с автомобильным бортовым компьютером по каналам ЮСБ, Bluetooth и Wi Fi.
Сканеры-адаптеры на базе ELM327 – описание, возможности диагностирования
По сути, все адаптеры, построенные на контроллере ELM327, не являются самостоятельными приборами для диагностики, это устройство играет только роль дешифратора, позволяя обмениваться данными ЭБУ автомобиля и ноутбуку (стационарному компьютеру). «Переводчик языка» автомобильного блока управления также может выводить информацию на экран планшета или смартфона, все зависит от конкретной марки диагностического устройства. Модели на основе ELM327 способны обеспечивать обмен информацией по разным каналам, промышленностью выпускаются модификации:
- с портом USB, совместимые с Mac OS, PC, Linux, WinCE;
- оснащенные Bluetooth и разъемом OBD2;
- передающие информацию только через OBDII;
- с модулем Wi Fi для работы с iPad/ iPhone/ Android/ PC;
- обеспечивающие связь только по Bluetooth.
Встречаются и другие варианты с разной комбинацией получения/передачи информации, стоимость адаптеров ELM327 в среднем – от 1000 до 7000 рублей, цена во многом зависит от страны-производителя (китайская продукция стоит значительно дешевле).
Посредством адаптера ELM327 можно выполнять следующие операции:
- считывать коды ошибок с возможностью их расшифровки;
- отключать сигнал Check Engine на щитке приборов автомобиля;
- удалять ошибки из памяти;
- получать информацию с автомобильных датчиков в режиме онлайн;
- записывать в различных форматах отчеты по диагностике.
Когда обмен данных происходит через цифровую шину CAN, информация передается практически мгновенно, но не все компактные диагностические приборы этот формат поддерживают. С помощью адаптера на экране компьютерного устройства можно прочитать данные и определить:
- скорость автомобиля в настоящий момент;
- средний долгосрочный и краткосрочный топливный расход;
- воздушное давление;
- угол установки зажигания;
- давление в топливной системе;
- напряжение на кислородных датчиках;
- угол открытия дроссельной заслонки;
- расход воздуха.
Есть еще множество данных, которые можно получить, подключив ПК через адаптер, практически все характеристики отображаются в реальном времени.
Для обмена информации через ELM327 на устройства с операционной системой Android используются программы Torque Lite, DashCommand, eZWay, OBD Car Doctor и др. Чтобы получить базовые параметры, достаточно установить бесплатную версию, платное приложение позволяет более глубоко изучить данные, произвести самые точные настройки.
Отзывы об адаптерах ELM327
Все пользователи диагностического компактного оборудования в основном оставляют положительные отзывы о работе со сканерами-адаптерами, хотя некоторый раз встречаются и нелестные комментарии. Но здесь в первую очередь следует заметить, что для компьютерного диагностирования необходимо иметь неплохое представление о принципе работы электронных систем, а так как в основном диагностируется ЭСУД, понимать:
- по какому принципу работает электронная схема двигателя;
- какие функции выполняют автомобильные датчики;
- как искать неисправность по коду ошибки (например, если сканер выдает код P0130, вовсе не обязательно должен быть неисправным именно кислородный датчик, есть и другие причины);
- для чего нужны те или другие параметры, и как изменять настройки, чтобы добиться стабильной работы ДВС.
Часто негативное мнение о ELM327 можно слышать от пользователей, купивших адаптер с программой без поддержки русского языка, и поэтому в меню иной раз разобраться достаточно сложно. Чтобы не столкнуться с этой проблемой, перед покупкой предварительно стоит поинтересоваться, русифицирован ли адаптер, нужную информацию всегда можно найти в интернете, также на интересующий вопрос с готовностью отвечают продавцы.
Основные плюсы сканера-адаптера ELM327, отмеченные автомобилистами:
- вполне доступная цена;
- небольшие размеры;
- возможность подключения к различным компьютерным устройствам;
- четкое определение кода неисправности;
- точность полученных показаний;
- возможность прочтения многих параметров;
- простота в настройке и использовании.
Большим преимуществом «маленькой коробочки» автовладельцы считают то, что найти и сбросить ошибки в электронике авто можно без обращения к специалистам, тем самым сэкономив на услугах автосервиса. Да и не лишним будет поближе познакомиться с электронной начинкой своего «железного коня» – дополнительные знания помогут самостоятельно разобраться с поломкой, особенно это ценно в пути, когда машина неожиданно подводит далеко от дома и станций ТО. Очень удобно работать с адаптером, подключившись к ЭБУ и смартфону (при наличии такой возможности):
- с девайсом можно работать прямо в салоне;
- не нужно думать о том, как удобнее разместиться в машине с громоздким ноутбуком;
- при помощи мобильного телефона легче провести диагностику на ходу, проверить параметры во время движения автомобиля.
Основные минусы, выявленные пользователями адаптера:
- несовместимость программного обеспечения с определенными марками автомобилей, но во многих случаях она «лечится» переустановкой программы. ПО почти всегда можно найти в интернете, на сайтах разработчиков оборудования;
- не все параметры отображаются на русском языке;
- компактные адаптеры Mini достаточно трудно извлекать из OBD-разъема;
- если нет кнопки отключения, нельзя оставлять сканер в разъеме, может разрядиться аккумулятор.
Многие пользователи отмечают, что проблемы с совместимостью встречаются, если на ELM327 установлено программное обеспечение V2.1 (не работает по протоколам J1850 VPW и J1850 PWM). Возможно, в дальнейшем это ПО будет усовершенствовано, но пока во избежание различных нестыковок лучше приобретать адаптер версии v1.5. Кстати, с совместимостью трудностей не возникает, если ЭБУ машины поддерживает цифровой протокол CAN.
Как подключить адаптер ELM327 к автомобилю по Bluetooth
Чтобы подключить сканер-адаптер к автомобилю и работать с диагностическим прибором по каналу Bluetooth через смартфон, выполняем следующие действия:
- втыкаем адаптер в разъем OBD2 (должен загореться индикатор, извещающий о готовности устройства к работе);
- включаем Bluetooth на телефоне, запускаем поиск и находим устройство OBDII;
- вводим пин-код (обычно это цифры 0000, 1234 или 6789), устанавливаем соединение с найденным устройством;
- заходим в программу, предварительно скаченную на смартфон (допустим, бесплатная версия Torque Lite), переходим в настройки;
- выбираем тип соединения с адаптером – «Bluetooth», девайс – «OBDII»;
- выходим из настроек и некоторое время ожидаем, после сопряжения ЭБУ и адаптера в правом верхнем углу экрана смартфона должен загореться индикатор, свидетельствующий о готовности к работе;
- на дисплее отображаются циферблаты с такими важными характеристиками, как температура и обороты двигателя, можно вручную добавить другие настройки, допустим, расход воздуха или скорость;
- что посмотреть имеющиеся в системе ошибки, нужно зайти в соответствующее меню, код неисправности можно легко найти в интернете;
- для стирания ошибок заходим в другое меню, на запрос системы «Сбросить коды ошибок» отвечаем утвердительно.
Программа, установленная на адаптере, предупреждает, что удалять ошибки из ЭСУД следует только тогда, когда автомобиль стоит на месте, и все причины неисправностей устранены. Если просто стереть коды, а причина неполадки будет не найдена, ошибки в системе появятся вновь.
Совместимость прошивки v1.5 адаптера ELM327 с ЭБУ двигателя
ELM327 с прошивкой 1.5 позволяет диагностировать автомобили:
- европейского производства (бензиновые) – с 2001 года выпуска;
- американского производства (бензиновые) – с 1996 г. в.;
- машины с дизелем – с 2004 г. в.;
- японские авто – список необходимо уточнять.
Далеко не все двигатели можно протестировать у автомобилей Honda и Mitsubishi, Toyota чаще поддается диагностированию, в том числе и правый руль. У русских автомобилей диагностика на 100% возможна, если установлен блок управления Bosch 7.9.7 или «Январь» версии 7.4 (автомобили ВАЗ), совместимость также отмечается на авто ГАЗ-31105 и Газель (Соболь) с двигателями Chrysler.
Более старые прошивки 1.3 и 1.4, как и версия v1.5, обеспечивают передачу данных по протоколу OBD2, позволяют работать через Bluetooth и порт USB. Хотя Elm327 v2.1 – относительно новое программное обеспечение, но часто отказывается работать со многими моделями автомобилей, поэтому покупать сканер-адаптер с этой версией не рекомендуется. Много полезной информации о прошивках можно найти на форумах, почитать рекомендации.
Коды ошибок по протоколу OBD2
Протокол OBD2 является единым стандартом для автомобилей многих марок, для удобства все ошибки в электронной системе, определяемые с помощью диагностики, зашифрованы в определенный код. Любая неисправность в закодированном виде записывается численно-буквенными индексами, запись состоит из 5 знаков. Первый знак кода всегда бывает буквенным, с помощью буквы определяется, в каком основном узле автомобиля присутствует неисправность:
- P – в двигателе или автоматической коробки передач;
- B – в системе кузова;
- C – в шасси;
- U – ошибка произошла при обращении к электронному блоку.
Второй знак (цифра) может принимать значение 0,1,2 и 3, если при считывании ошибки на сканере отображается вторым знаком «0», это означает, что неисправность считывается по общему стандарту протокола OBD2. Если это цифра «1» или «2» – ошибка зашифрована не по OBDII, а по собственному коду автопроизводителя, «3» – резервный вариант.
Третий знак кода – цифра, обозначающая, в какой именно системе или электронном узле произошла ошибка, здесь знак означает неисправность:
- 1 или 2 – воздушной или топливной системы;
- 3 – зажигания;
- 4 – дополнительных контролирующих узлов;
- 5 – холостого хода;
- 6 – самого ЭБУ;
- 7 и 8 – трансмиссии (АКПП).
Две последние цифры в обозначении – непосредственно код самой ошибки, ее порядковый номер. Следует отметить, что не все автопроизводители придерживаются международного стандарта, так собственные коды имеются для машин:
- ВАЗ;
- ГАЗ;
- УАЗ;
- BAW;
- Renault;
- Subaru;
- IVECO (для дизельных двигателей).
Но часто зашифрованные символы в целом очень схожи с общепринятым кодом, например, ошибки P0115 по OBD2 и 0115 для автомобилей ВАЗ означают одно и то же – неисправность датчика ОЖ (охлаждающей жидкости).
Считывать коды на многих автомобилях можно и без специального сканера или адаптера, самодиагностика производится непосредственно на панели приборов, а ошибка высвечивается на жидкокристаллическом табло. Для примера рассмотрим, как выполняется диагностика без сканера на авто семейства ВАЗ-2110:
- поворачиваем ключ зажигания, одновременно удерживая кнопку суточного пробега, при этом все стрелки приборов должны до конца отклоняться в противоположную сторону (кстати, так можно и определить, какой прибор не работает);
- не выключая зажигания, еще раз нажимаем на кнопку, видим на ЖК-экране версию прошивки;
- после третьего нажатия высвечивается код ошибки, если таковая имеется, если неисправности нет, ЖК-индикатор показывает «0».
Последовательность и сами действия на различных моделях авто могут отличаться, но принцип самодиагностики в целом одинаков. Отображенные на табло знаки (цифры) всегда можно расшифровать, воспользовавшись интернетом или специальными справочниками.