В ущерб себе: Почему Volkswagen выступил против повышения тарифов на китайские электромобили
Генеральный директор Volkswagen Оливер Блюме заявил, что ЕС необходимо рассмотреть вопрос о корректировке запланированных тарифов на электромобили китайского производства, чтобы учесть инвестиции, сделанные в Европе, сообщает Reuters.
По словам Блюме, те, кто инвестирует, создают рабочие места и работают с местными компаниями, должны получать выгоду, когда речь идет о тарифах. Топ-менеджер ранее говорил о риске, что потенциальные ответные пошлины со стороны Китая нанесут ущерб европейским автопроизводителям.
Ситуация с пошлинами обострилась в октябре 2023 года, когда ЕК начала расследование, которое касается государственного субсидирования производства электромобилей в КНР. В европейском ведомстве полагают, что китайские производители выигрывают в ценовом плане от субсидирования, которое, по его версии, подрывает конкуренцию и создает угрозу для производства автомобильной продукции в Европе.
В КНР в ответ заявляли, что решение ЕК подрывает сотрудничество стран в борьбе с изменением климата.
Ранее, 4 октября, страны ЕС в большинстве поддержали (против выступила Германия) инициативу Еврокомиссии (ЕК) ввести на пять лет повышенные пошлины на ввозимые из КНР электромобили, впрочем, голосование не окончательное — ЕК еще может представить новое предложение. Комиссия опубликует юридически обязывающее решение до 30 октября. Reuters пишет, что предлагаемые пошлины на электромобили, произведенные в Китае, в размере до 45% обойдутся автопроизводителям в миллиарды долларов дополнительных затрат на ввоз автомобилей в ЕС.
ЕК предполагала, что Пекин даст обязательство продавать автомобили по минимальной цене, чтобы избежать введения пошлин в дополнение к стандартному 10% сбору на ввоз автомобилей в ЕС, в том числе и в отношении продукции китайских BYD, Geely и SAIC. Продукция компаний, собирающих электромобили в Китае, включая Volkswagen и BMW, будет облагаться пошлиной в размере 20,7%.
«СП» опросила специалистов о том, какое воздействие окажет политика ЕК в отношении китайских электромобилей.
— Введение пошлин против китайских электромобилей потенциально выгодно для традиционного автопрома. Китай отходит от статуса ключевого торгового партнера Германии, и при этом ЕС зависит от китайских материалов, используемых в «зеленых» технологиях. КНР доминирует на рынке этих материалов, это одна из причин торговых разногласий между странами, — рассказала начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций» Оксана Холоденко.
По словам аналитика, озвученный комплекс мер носит достаточно узкий характер. Несмотря на это налицо фактор давления на экономику еврозоны, которая близка к стагнации. Больше всех в регионе могут пострадать страны, ориентированные на экспорт: Германия, Нидерланды, Италия. С отраслевой точки зрения основной удар в Европе может испытать немецкая экономика.
— Тарифная политика ЕС негативно влияет на европейские государства, а Китай в ответ может ввести пошлины на товары из Европы. Европейская промышленность во многом базировалась на российских ресурсах, сейчас у нее вряд ли что-то получится, пока европейские страны не начнут снова получать энергоносители из России. Также европейские компании смогли бы продавать разные товары на российском и белорусском рынках, в том числе и автомобили, — подчеркнул член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
— Чем больше будет барьеров, которые Европа делает для китайских автомобилей, тем они будут стоить дороже для потребителей. Автомобили из Китая становятся все более конкурентоспособными, они приближаются к качеству европейских автомобилей, и параллельно КНР пытается заполучить европейский рынок, — сказал ответственный секретарь Российской части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов.
Китай может начать демпинговать в ответ на действия Европы, или попытаться договориться, чтобы ЕК не вводил пошлины. В целом, чем больше китайские производители будут популяризировать свою продукцию, тем больше граждан захотят ее купить, потому что внешне она привлекательная, и функционал у нее шире, чем у европейских аналогов. Я полагаю, что китайцы своей маркетинговой экспансией могут одержать победу.
В рамках тарифной политики ЕС пытается защитить своих производителей, поскольку они могут ощутить урон от того, что европейские потребители станут покупать меньше европейские марки, и если европейские компании не последуют за китайскими в плане увеличения качества и функционала автомобилей, то Китай выиграет гонку.
Для европейцев перспективы борьбы с китайскими автомобилями маловыигрышны, поэтому им следует искать разумный компромисс с Китаем и стимулировать своих производителей больше применять инновационных и дизайнерских решений в производстве.
«СП»: Может ли Китай ввести ответные тарифы?
— Китайцы заинтересованы в покупке европейских товаров. Китайское правительство вряд ли будет своих граждан ограничивать. Политические моменты могут сыграть свою роль, если дело касается поставок продовольствия из Европы, потому что такой импорт можно заменить на поставки из других регионов.
Что касается европейских брендов, легкой промышленности, то Китай вряд ли будет наказывать своих граждан за действия европейских правительств. Думаю, что КНР поступит осмотрительно и будет действовать последовательно, проникая на европейский рынок, используя все свои инструменты политического влияния, — сказал Устюжанинов.