Замена главного и рабочего тормозного цилиндра на автомобилях ВАЗ
Эффективность работы тормозов автомобиля зависит от состояния всех ее элементов, и при любых признаках неисправностей в тормозной системе нужно производить ремонт.
- 1 Устройство тормозной системы ВАЗ
- 2 Неисправности, происходящие в тормозах
- 3 Замена главного тормозного цилиндра
- 4 Замена тормозного цилиндра 2114
- 5 Замена заднего тормозного цилиндра
- 6 Замена тормозного цилиндра 2107
- 7 Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109
- 8 Замена тормозного цилиндра 2110
- 9 Замена переднего тормозного цилиндра
- 10 Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
- 11 Замена манжета тормозного цилиндра
- 12 Прокачка
- 13 Некоторые советы
Замена тормозного цилиндра – работа несложная, но крайне важная, ездить с неисправными тормозами категорически запрещено. Диагностику и ремонт тормозной системы (ТС) необходимо проводить своевременно, от исправности тормозов зависит безопасность движения.
Устройство тормозной системы ВАЗ
Содержание статьи:
Тормозная система автомобилей тольяттинского производства устроена достаточно просто, ТС состоит из следующих основных деталей:
- педали, нажатием на которую достигается торможение;
- главного тормозного цилиндра (ГТЦ), он передает усилие нажатия педали через гидравлику рабочим цилиндрикм, соответственно, и колесам. ГТЦ ВАЗ – двухконтурный, контуры разделены для передачи давления жидкости на передние и задние колеса;
- вакуумного усилителя, облегчающего усилие нажатия педали;
- трубок, которые соединяют между собой элементы ТС;
- рабочих тормозных цилиндров (РТЦ);
- колодок (барабанов) и дисков;
- распределителя (регулятора давления) тормозов.
При нажатии на педаль тормоза поршень в ГТЦ сжимает тормозную жидкость и передает ее давление к РТЦ. Поршни рабочих цилиндриков под воздействием гидравлики разжимаются, придвигая колодки к дискам или барабанам. Движение колес замедляется, и таким образом происходит торможение автомобиля.
Неисправности, происходящие в тормозах
Периодически в ТС возникают различные неисправности, также нередко выходит из строя рабочий и главный цилиндр. В РТЦ происходят следующие поломки:
- заклинивает поршенек в одном из положений;
- изнашивается внутренняя поверхность;
- выходят из строя уплотнительные манжеты (рвутся или разбухают).
Основной признак неисправного состояния – появление подтеков (течи) тормозной жидкости (ТЖ) из РТЦ. Если колодки изношены до голого металла, поршни в РТЦ выдвигаются слишком далеко, в результате может вытечь «тормозуха», и тормоза пропадут.
В ГТЦ также может заклинивать поршень, изнашиваться или ржаветь внутренняя полость механизма, пропускать манжеты. Признаки неисправности ГТЦ следующие:
- при торможении «проваливается» педаль тормоза (ПТ), пропадает эффективность нажатия, обычно такое происходит при небольшой утечке из ГТЦ;
- торможение происходит в самом конце хода педали, и на ПТ приходится несколько раз нажать, чтобы произвести торможение;
- нет тормозов на передние или задние колеса, такое происходит в случае, если не работает один из контуров ГТЦ.
Ездить с неисправными рабочим и главным тормозными цилиндрами нельзя, детали следует незамедлительно поменять.
Замена главного тормозного цилиндра
Замену ГТЦ на автомобилях ВАЗ-классика (2101-07) произвести несложно, эту работу можно сделать самостоятельно. Для выполнения подобной операции потребуется инструмент:
- ключ на 10 (или специальный прокачной ключ);
- крестообразная отвертка;
- комбинированный ключ на 13 (можно еще дополнительно использовать для удобства головку с воротком и с трещоткой).
Яму или подъемник для выполнения работ использовать необязательно, замену можно произвести на улице в сухую погоду или в гараже. Работу следует выполнять в следующей последовательности:
- отворачиваем три тормозные трубки снизу устройства (ключ на десять);
- ослабляем хомуты двух шлангов (внизу ГТЦ), сдергиваем шланги;
- откручиваем две гайки крепления ГТЦ к вакуумному усилителю (нужен ключ на 13 или головка с воротком);
- демонтируем деталь, устанавливаем новый ГТЦ на место, производим обратную сборку.
После произведенной операции следует долить в бачок ТС жидкость, затем обязательно хорошо прокачать тормоза.
Замена тормозного цилиндра 2114
Работа по замене ГТЦ на моделях ВАЗ 2108-15 производится приблизительно также, есть только некоторые конструктивные отличия.
Делаем замену следующим образом (на примере ВАЗ-2114):
- по бокам откручиваем четыре трубки (две слева и две справа). Лучше воспользоваться специальным трубным ключом, рожковым ключиком можно закатать грани гаек;
- отвинчиваем две гайки на тринадцать крепления ГТЦ к «вакууму»;
- снимаем старую запчасть и монтируем новую, не забывая по окончанию работы прокачать тормоза. На этом замену цилиндра 2114 можно считать законченной.
Замена ремкомплекта тормозного цилиндра
Если в ГТЦ 2114 внутренняя поверхность самого цилиндрика еще не изношена, можно заменить внутренности механизма, установив новый ремонтный комплект. Ремкомплект состоит из четырех манжет:
- три манжета одинаковые, они такие же, как и на моделях 2101-07;
- одно уплотнительное кольцо 2108.
Меняется ремкомплект очень просто:
- выливаем из ГТЦ жидкость;
- демонтируем пластмассовый бачок;
- откручиваем передний стопор (выполненный в виде заглушки);
- вынимаем все содержимое (поршни, уплотнительные кольца, пружины), меняем манжеты, и устанавливаем весь механизм в обратном порядке. Перепутывать здесь ничего нельзя, иначе ремонтируемый узел не будет работать.
Ремонт ГТЦ на моделях ВАЗ не всегда целесообразен – если зеркальная поверхность внутри механизма изношена, замена ремкомплекта тормозного цилиндра не решит проблему, ГТЦ также будет течь. Чаще всего на вазовских машинах главный тормозной цилиндр меняется целиком – стоит новая деталь в сборе в районе одной тысячи рублей, и ремонт получается неоправданным.
Замена заднего тормозного цилиндра
Задние тормоза на моделях ВАЗ-классика и переднеприводных 2108-15 – барабанного типа, поэтому принцип замены заднего цилиндра одинаковый. Для того чтобы выполнить работу по замене РТЦ, необходимо снимать барабаны, соответственно, и сначала следует демонтировать задние колеса.
Замена тормозного цилиндра 2107
Если операция по замене на ВАЗ-классике производится не на автоподъемнике, удобнее делать работу последовательно – сначала на одной, затем на другой стороне заднего колеса. Для выполнения работ транспортное средство необходимо поставить на ровную площадку, далее поступаем следующим образом:
- глушим мотор, ставим авто на скорость, под передние колеса подкладываем упоры. Не забываем до конца ослабить ручник;
- ослабляем колесные гайки заднего колеса, домкратим машину и снимаем колесо;
- чтобы авто никуда не уехал, желательно поставить «козелок» рядом с домкратом;
- снимаем тормозной барабан – комбинированным ключом на 12 откручиваем две направляющих;
- барабан обычно сходит туго, поэтому его следует обстучать сзади молотком через деревяшку. Бить железным молотком по детали нельзя, барабан можно расколоть;
- откручиваем сзади цилиндра тормозную трубку, также 2 болта на десять крепления самого РТЦ;
- вытягиваем цилиндрик, освобождая его от колодок;
- ставим подготовленную на замену деталь (важно попасть колодками в прорези на поршнях РТЦ, крепим все снятые детали по своим местам;
После произведенной работы необходимо долить в бачок системы ТЖ и прокачать тормоза.
Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2109
РТЦ на задней оси колес 2109 меняется по такому же принципу, что и на ВАЗ-классике, также снимается колесо и барабан, откручивается ключом на десять трубка и два крепления цилиндра. Часто так случается, что трубка и болты РТЦ на опорном диске закипают, чтобы их аккуратно снять, необходимо побрызгать соединения WD-40, и прежде чем откручивать, подождать минут 15-20. Гайка тормозной трубки будет легче откручиваться, если металл вокруг нее аккуратно обстучать молотком. При постукивании важно не сломать прокачной штуцер.
Замена тормозного цилиндра 2109 – дело несложное, и многие водители такую работу могут выполнить самостоятельно.
Замена тормозного цилиндра 2110
Тормозная система автомобиля ВАЗ 2110 практически такая же, как и на «восьмерке» или «девятке», на «десятке» барабаны, колодки, цилиндры задние имеет маркировку 2108. Поэтому замена задних цилиндров 2110 производится точно так же, как и на моделях авто 2108-09-099.
Замена переднего тормозного цилиндра
На передних колесах автомобилей ВАЗ устанавливаются суппорты:
- у авто ВАЗ-классика на скобах суппорта крепятся по два передних тормозных цилиндра (ПТЦ);
- на моделях ВАЗ 2108-15 с каждой стороны на передней оси устанавливается по одному ПТЦ.
Замена переднего цилиндра 2109 выполняется несложно, ее также легко сделать самому:
- ставим автомобиль на ровную площадку (можно работу сделать без ямы и подъемника), под задние колеса ставим подкаты;
- домкратим машину, скидываем переднее колесо;
- отворачиваем шестигранником два крепления суппорта;
- ослабляем гайку тормозного шланга;
- отгибаем на верхнем и нижнем болте контрящие шайбы, отворачиваем крепления цилиндра к скобе суппорта
- отводим в сторону ПТЦ вместе со скобой;
- отсоединяем цилиндр от скобы, затем от шланга, чтобы «тормозуха» не текла, после отсоединения ПТЦ шланг лучше сразу направить вверх;
- устанавливаем другую, новую запчасть, производим сборку.
Замена тормозного цилиндра ВАЗ 2101-07
На автомомашинах ВАЗ-классика меняется ПТЦ немного по-другому, чем на переднеприводных машинах ВАЗ. Передний суппорт на «Классике» можно поменять целиком весь в сборе, но также есть возможность произвести замену только цилиндров. Работа выполняется следующим образом:
- также ставим автомобиль на площадку, снимаем переднее колесо;
- откручиваем болты крепления самого суппорта;
- отводим суппорт в сторону, отсоединяем шланг;
- вытаскиваем из суппорта колодки, скручиваем с него тормозную трубку.
- если штифты крепления колодок не вынимаются, их придется обрезать болгаркой, установив затем новые крепления;
- тормозные цилиндры крепятся на скобе в направляющих, и они вынимаются либо монтировкой, либо аккуратным постукиванием молотка;
- устанавливаем другие цилиндры, трубку и колодки со штифтами, совершаем сборку.
Замена манжета тормозного цилиндра
При желании на автомобилях ВАЗ можно не менять задние рабочие цилиндры целиком, а произвести только замену манжет. Для этого нужно разобрать РТЦ – вынуть поршни и пружину, с поршней снять старые манжеты и установить новые. Ремонт РТЦ целесообразно делать только в том случае, если цилиндры прослужили недолго, но они потекли. Все дело в том, что на вазовских автомобилях РТЦ стоят очень недорого, целесообразно менять задние цилиндры целиком в сборе – замена манжет часто бывает неоправданной.
Прокачка
После замены любого цилиндра в ТС необходимо прокачать тормоза. Прокачку на любом автомобиле всегда начинают с самого дальнего колеса от ГТЦ. На всех машина ВАЗ в первую очередь прокачивать тормоза начинают с заднего правого колеса, затем переходят на заднее левое, правое переднее, а переднее левое колесо прокачивают в последнюю очередь. Если педаль тормоза берет в самом конце или жесткая, прокачку следует повторить, работу следует выполнять по той же схеме заново.