Платные магистрали: Российские «артерии экономики» решено перекрыть напрочь
Проезд по платным автомагистралям вскоре снова подорожает, госкомпания «Автодор» собирается в очередной раз взвинтить тарифы. Хотя, казалось бы, выше уже некуда, цены за пользование построенными за бюджетные деньги «платниками» уже выросли намного больше официального уровня инфляции. Однако подобные тонкости чиновников не интересуют, дорогие дороги — один из важнейших механизмов целенаправленного удушения российской промышленности. В том числе оборонной.
В феврале сего года проезд по «платникам» уже стал в среднем дороже на 17−25%, хотя местами ценники выросли и выше, на 50−70%. Результат оказался предсказуемым — фуры и прочий коммерческий транспорт полностью покинули эти автомагистрали, там стало совсем пустынно. Только немногочисленные легковушки, в основном дорогие, да мотоциклы с «замаскированными» номерами. Какие тут могут быть денежные поступления? Да никакие!
Но «Автодор» не собирается останавливаться на достигнутом, в начале сего года госкомпании одобрили увеличение тарифов аж в 2,5 раза, и вот оно, началось. Председатель правления фирмы Вячеслав Петушенко заявил, что уже в следующем месяце всё снова подорожает. На сколько именно — пока неизвестно. Но то, что сильно, в этом нет никакого сомнения. И тогда там станет и вовсе пусто. Зачем?
«Платные дороги становятся уделом очень немногих автомобилистов, они неконкурентоспособны даже по сравнению с авиабилетами. Например, путешествие на автомобиле по М-4 «Дон» с учетом топлива и обязательной остановки — потому, что 20 с лишним часов за рулем провести нельзя — обойдётся в 36 тысяч рублей при расходе в 10 литров на 100 километров. То есть в два с лишним раза дороже авиабилета Москва — Сочи — Москва, то есть туда-обратно. Если же говорить про несезон, то за эти же деньги можно будет купить пять авиабилетов Москва — Сочи — Москва. Смысла в такой трассе, к сожалению, становится совсем немного.
Наоборот, нужно не повышать тарифы, а понижать, потому что крупные инфраструктурные проекты окупаются только и исключительно за счет большого потока автомобилей. В этих условиях встает вопрос: а зачем вообще в стране платные дороги? Этот вопрос Национальный автомобильный союз задавал россиянам в ходе большого социологического исследования. 58% россиян против дальнейшего строительства платных магистралей в Российской Федерации, и только 38% поддерживают такое строительство. Люди не готовы платить за проезд по дорогам, которые построены на государственные деньги. А мы же вроде какие-то налоги платим, а почему мы еще и платим за эти дороги повторно?" — возмущается вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Это если говорить про поток легкового транспорта. То есть, в том числе, про туризм. По которому, как несложно догадаться, нанесён серьёзный удар. А к августу — пику отпусков — таковой и вовсе хотят окончательно убить. Типа нечего, сидите дома. Как-то сильно смахивает на откровенное вредительство.
Автомобильные и железные дороги — кровеносные сосуды экономики. Недаром их всегда развивают в первую очередь, остальная инфраструктура уже вторична. Новые грузовые тарифы РЖД, по сути, запретительные, «естественная монополия» делает всё, чтобы её услугами никто не пользовался. Хотя тоже госструктура, которая обязана резать задачи в рамках всей России.
Попытки уйти на автомобильные перевозки тоже успешно гасятся, в том числе на бесплатных магистралях. А начале года и «Платон» стал на 12% дороже, причём есть все основания предполагать, что в этом году он ещё раз поднимет тарифы. Обычно это происходит синхронно с «Автодором». Сообщники?
Кстати, сейчас трассы в новых регионах — Донецкой и Луганской народных республиках, Херсонской и Запорожской областях — стали федеральными. Всего более 1300 км дорог. То есть и там вскоре включат «Платон». Учитывая то, что на Украине до подобных поборов не додумались, подобное нововведение вряд ли повысит лояльность местного населения к Кремлю…
Бесплатные — а по сути уже тоже платные — «федералки» стоят там, где в обход идут «платники», их намеренно делают непроезжими. В том числе вешая всякие дурацкие знаки ограничения скорости, и сопровождая их неизменными камерами. На широких асфальтированных обочинах, где можно легко разместить ещё пару рядов и ликвидировать пробки, дежурят экипажи ГИБДД. Создаётся впечатление, что транспортную экономическую активность вообще хотят полностью задушить. Иначе как объяснить многократный рост логистических издержек российских компаний…
Хотя, по идее, и «Автодор», и РЖД должны заниматься обратным. То есть предоставлять услуги по себестоимости, в случае с автодорогами — и вовсе бесплатно. Так как все мы платим и налог на транспортные средства, и акцизы с каждого литра топлива. Огромные деньги! Которые уходят в никуда, первая мысль — разворовываются, причём подчистую. Строительство и содержание автодорог в РФ почему-то в разы, а то и в десятки раз дороже, чем в странах с аналогичным климатом. Да и тарифы на «платники», к слову, тоже — в особенности если пересчитать по уровню зарплат. Да и в абсолютных величинах уже тоже.
Казённые деньги на новые «платники» почему-то всегда находятся, а вот обещания исправить недоработки на обычных дорогах таковыми и остаются. Так, на бесплатном участке ЦКАД развязка с Волоколамским шоссе — таковая должна была появиться ещё год назад — не построена. Вообще никто не шевелится, между тем пробки там просто адские. Аналогично — нет съезда с Ленинградского шоссе на ту же ЦКАД налево, если ехать от столицы. Поворот закрыли, а культурный съезд так и не организовали — всё обещают…
В целом наблюдаются все признаки того, что всяческую экономическую активность в РФ намеренно тормозят. Туризм в этом году уже в полном ауте, прежде всего, по причине транспортной недоступности. И ладно авиаторы, у них реальные проблемы с запчастями. РЖД взвинтила цены на билеты и уменьшила число поездов, а «Автодор» поднял цены на проезд по трассам. Всё, туризму хана. Согласно опросу ВЦИОМ 51% россиян проведут этим летом отпуск дома, 29% — на даче. Ещё 15% поедут «в другой город, село» — чаще всего, к родственникам или знакомым. Итого 95%. На госпрограмме «Развитие туризма» можно ставить крест. Впрочем, для госпрограмм это норма.
В обрабатывающей промышленности тяжелейшая ситуация, в том числе благодаря диктату транспортников. Сырьё мало того, что недёшево, его доставить — проблема. Тот же металл, к примеру. Дорого очень! И заводы влетают в убытки в том числе по причине дикого роста транспортных издержек.
«Давайте посмотрим на такой показатель, как банкротства, в военное время таковых вообще быть не должно. Во всяком случае, по тем предприятиям, которые работают на оборону. Только за 4 месяца 2023 года и только в обрабатывающей промышленности было ликвидировано более 2800 предприятий. Страшные цифры, особенно в условиях войны! Мы точно не знаем, были ли это предприятия ОПК или производящие гражданскую продукцию, но могу привести статистику по отраслям.
Производство электрического оборудования — 66 ликвидированных предприятий.
Производство электронных и оптических изделий — минус 78 предприятий.
Производство машин и оборудования — 133.
Производство готовых металлических изделий кроме машин и оборудования — аж 393.
Производство резинотехнических изделий — 146.
И так далее. Здесь мы, конечно, можем рассуждать лишь приблизительно, так как сегодня значительная часть статистической информации сегодня закрыта. Но ведь для производства той же оборонной продукции нужны тысячи комплектующих, полуфабрикатов от разных заводов", — рассуждает доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Получается, что и чиновники из «Автодора», и владельцы «Платона», да и руководство РЖД — самые настоящие изменники. Предатели, враги народа. Так как способствуют уничтожению предприятий, где выпускается оборонная продукция. И никто на это почему-то не обращает внимания. То есть обращают, но не те, кто наверху. Из чего несложно сделать соответствующие выводы.