0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

Мото

И по сей день не утихают споры о том, что же лучше — автомобиль или мотоцикл. Но эти споры в 20-ом веке по большей мере касались развитых капиталистических стран, где уровень заработка позволял выбирать между четырехколесным или двухколесным средством передвижения.

В Советском Союзе картина была более простой — если можешь, покупай автомобиль, благо выбор велик, если не хватает денег, то бери мотоцикл.

Без прав и с ветерком

Кроме относительно дешевой цены, мотоциклы привлекали внимание еще и большей степенью свободы — на многие модели не требовались права, поэтому оседлать железного коня мог любой желающий, был бы навык и время.

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

Кроме этого, большой популярностью пользовались мото и в сельской местности, из-за хорошей проходимости по советскому бездорожью и какой-никакой возможности перевозить урожай или другой товар.

И как же можно забыть о романтической составляющей — каждый видный парень в селе стремился приобрести себя такого моторизированного спутника чтобы завоевать сердце возлюбленной. Благо, что долго копить не приходилось.

Мотоцикл “Урал”. Не из дешевых

Из-за того, что “Урал” продавался в комплекте с коляской, его стоимость была ощутимо выше обычных моделей. В среднем, разница составляла от 300 до 900 рублей, в зависимости от года.

В 1961-ом году, один экземпляр стоил ровно 900 деревянных, что на тот момент составляло круглую сумму. Чтобы купить один мотоцикл, обычному работяге пришлось бы не тратить почти 10 месячных зарплат. В 67-ом и 71-ом стоимость “Урала” только увеличилась — 1250 рублей. Но из-за подъема уровня зарплаты, разница оказалась не такой уж и заметной — теперь требовалось отложить не 10, а 11 зарплат. В дальнейшем стоимость только росла. В 76-ом и 80-ом он стоил 1540 и 1750 рублей соответственно.

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

А вот пик цен пришелся на 1988-ой — 1870 р. Но ситуация вышла немного парадоксальной — из-за параллельного повышения уровня зарплаты, советскому человеку требовалось наименьшее количество времени, чтобы накопить на “Урал” — чуть более 9-ти зарплат.

Мотоцикл “Иж-Юпитер”. Все доступней и доступней

Если предыдущая марка в основном только росла в своей стоимости, то “Иж-Юпитер” ждала совершенно другая судьба. В 1961-ом году цифры на его ценнику остановились на сумме в 905 рублей. В дальнейшем, она немного выросла — 911 в 71-ом и 1040 в 76-ом. Пик цены пришелся на 1984-ый год — тогда за “Иж-Юпитер” требовали 1450 рублей.

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

Но ситуация тут сложилась похожая с “Уралом” — по затратности для человека, получающего среднюю зарплату, версия 84-го была дешевле, по сравнению с версией за 61-ый. Тогда, в начале 60-ых, чтобы купить один мотоцикл серии, нужно было копить 11 зарплат, а в 84-ом — не более 9-ти. В 88-ом цена стала еще более доступной — 1050 рублей, что было эквивалентно 5,25 обычного месячного заработка.

“Иж-Планета”. Дешево и сердито

Этот мотоцикл продавался уже без коляски, поэтому цена была соответствующе ниже. В 60-ых годах, за один экземпляр “Планеты” нужно было отдать от 550 до 650 р. В 70-ых цена оставалась примерно на одном и том же уровне, лишь слегка колебаясь — от 624 р. до 670.

Но по аналогии с вышеописанными моделями, на деле он оказался доступнее для покупателя. В 60-ых требовалось положить на прилавок магазина 7 зарплат, то под конец существования СССР — не более 5-ти.

“Восход”. Легенда

Один из самых знаковых советских мотоциклов за все время своего существования отличался крайне демократическими ценами для населения.

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

В 1967-ом году за один “Восход” требовали 465 рублей, при среднем доходе в 100. В дальнейшем ценник менялся только раз — в 1976-ом “Восход” стал стоить 450 р., и сохранил эти цифры до самого распада СССР. А учитывая то, что зарплаты росли, то в конце 80-ых за один мотоцикл просили не более 2,5 зарплат обычного советского гражданина.

Заключение

Мотопарк в Советском Союзе был крайне широк и разнообразен. Каждый покупатель мог найти что-то свое. И пускай цены не всегда были щадящими, но по сравнению с автомобилем, мотоциклы были живой возможностью прикоснуться к прогрессу и даже оседлать его.

Муки выбора 1980-х: что лучше — «Ява» или «Чезет»

Известно, что автомобильных иномарок в нашем советском прошлом не было – покупателю приходилось выбирать из продукции отечественного автопрома. Но у мотоциклистов картина была совсем иной – и у них были свои муки выбора…

Автомобили-иномарки в нашей стране не продавались гражданам вплоть до начала 1990-х, а за многими отечественными приходилось годами стоять в очереди. А вот для мотоциклистов был определенный выбор импортной техники: немецкая марка MZ, венгерская Panonnia, чехословацкие Jawa, CZ, Velorex.

Читайте так же:
Как подключить DVD Sony к телевизору Samsung?

Чехословацкие Jawa и CZ класса 350 куб. см были самыми яркими представителями иностранных брендов на рынке мотоциклов советского периода.

У каждой мото-иномарки был свой сегмент покупателя. Но реальные пацаны в эпоху расцвета отечественного мотодвижения (а это 1970-1980-е годы) терзались в сомнениях: что лучше – “Ява” или “Чезет”? И первое, и второе можно было купить в магазине спорттоваров, покараулив недельку-другую (а то и месяц-другой).

Какие были мотоциклы в СССР

От прямых отечественных конкурентов – 350-кубовых “Иж Юпитер” с индексом -3, -4 или -5 чехословацкие машины отличались не так разительно, как японские и немецкие легковушки того времени от наших “Волг” и “Москвичей”. Нельзя сказать, чтобы мотоциклы из ЧССР были более современными (речь идет о поколениях Jawa 634 и CZ 472), но культура изготовления и концепция были несколько иными. Импортная техника была более комфортной – меньше шума и вибраций, мягче работа органов управления, наличие тахометра (Jawa) и мощной светотехники

Надежные, комфортабельные и динамичные мотоциклы из Чехословакии поглощались рынком СССР почти на 100 %. Лишь малая часть ежегодного выпуска уходила в другие страны, где их приходилось рекламировать.

УJawa и CZ получше обстояло дело с эксплуатационными характеристиками в реальных условиях: уверенный пуск, реже требовались регулировки зажигания и карбюратора. Силовой агрегат обеспечивал динамику более яркую, чем у отечественных машин, причем не по причине большей мощности (“Иж Юпитер” как раз таки были мощнее), а благодаря более гибким характеристикам двигателя.

Стильный и аккуратный щиток приборов “Явы” переворачивал сознание тех, кто раньше ездил на “Ижах”, “Ковровцах” и “Минсках”. На CZ тахометра не было.

Минусы “Яв” и “Чезетов” тоже были общими и весомыми, причем главное то, что они предназначалась в первую очередь для ровных асфальтовых дорог. И дело тут не только в меньшей прочности деталей подвески, а и в характеристиках силового агрегата. Рабочий диапазон оборотов двигателя и передаточные числа трансмиссии подобраны таким образом, что мотоцикл показывает себя наиболее динамичным при высоких оборотах двигателя и на высокой скорости.

А в отечественных условиях движения этого не всегда удавалось достичь. Кроме того, моторам мото-иномарок в 1970-е годы требовался уже высокооктановый бензин АИ-93, который продавался не везде, тем более в сельской местности, где проживала добрая половина «явистов». Не все хорошо было и с запчастями.

Cezet был менее практичным, но лучше держался на неровностях и в поворотах. Многие детали его ходовой были сделаны из алюминиеваого сплава.

Поэтому покупали “Явы” и “Чезеты” в абсолютном большинстве молодые люди, которые ради престижа готовы были мириться с проблемами динамики на малых оборотах. Еще владельцам чехословацких мотоциклов досаждали постоянные хлопоты с аккумулятором, который не заряжался при езде по плохим дорогам – из-за малых оборотов двигателя.

Что лучше?

Что касается темы, что лучше — “Ява” или “Чезет”, то этот вопрос сродни проблеме Pepsi-Cola или Coca-Cola? Отличия между Jawa и CZ поколений Jawa 634 и CZ 472 – в большей спортивности “Чезета”. Он легче “Явы”, немного динамичнее, у него лучше тормоза и другая посадка, а подвеска с реактивной тягой лучше держит машину на неровностях. Ну и конечно, свой дизайн, пусть особо не выдающийся, но отличный от массовых “Яв” и “Ижей”.

Jawa во многих случаях эксплуатировалась с боковым прицепом – коляской Velorex, чего не позволялось Cezet`у. Но молодежь этот вопрос волновал редко.

С другой стороны, меньшая масса “Чезета” объяснялась как применением алюминиевых сплавов, так и облегченной одинарной рамой (в отличие от дуплексной конструкции “Явы”), что снижало ее прочность. По этой же причине к “Чезету” нельзя цеплять боковой прицеп – коляску типа Velorex. Интересно, что при всей своей “спортивности” CZ 472.3 образца 1977 г. стоил на 100 руб. дешевле — 850 руб. против 950 руб., которые просили за Jawa 634.8.

Марка CZ (Чешская Зброевка – оружейный завод) была старейшим производителем мототехники в Чехословакии (1922 – 1998). Но она не пережила распад страны.

Впрочем, для большей части целевой аудитории – молодежи многие из недостатков не имели значения, поэтому у CZ всегда был свой покупатель – как правило, амбициозный, энергичный и независимый.

Ява (мотоцикл)

Ява (Jawa) — марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) одноимённым концерном. Мотоциклы Jawa были доступны в продаже на территории СССР.

Название мотоциклов «Ява» является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Янечека (чеш. František Janeček ) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява» [1] [2] .

Содержание

История [ править | править код ]

Первая модель «Явы», выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырёхтактный двигатель объёмом цилиндров 500 см³, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришёл с освоением в 1931 г. лёгкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объёмом цилиндра 175 см³. В 1934 г. была освоена четырёхтактная «Ява» с объёмом двигателя 350 см³, затем — двухтактная с объёмом двигателя 250 см³. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда «Ява-Робот» [2] .

Читайте так же:
Как переместить файл с планшета на карту памяти?

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешёл под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако разработка новых моделей мотоциклов на нём продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см³ и задней подвеской свечного типа конструкции DKW [2] .

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель «Явы 250» произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль [2] . За мягкость хода мотоцикл получил прозвище «Перак» (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов «Ява» с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см³ и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим чешским предприятием CZ [2] .

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов «Ява 250—623» и «350-633», отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель «Ява 350—634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться [2] . Общее количество выпущенных мотоциклов «Ява» в 1980-х годах превысило 3 млн шт.

На совместном предприятии «Ява-Индия» под маркой «Езди» с 1960 года выпускались модели «Ява 250», а с 1983 года — «Ява 350» [3] .

Во времена ЧССР до 99 % продукции экспортировалось, главным образом в социалистические страны, а ведущим импортёром был СССР [4] . После распада СЭВ производство мотоциклов «Ява» резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

В ноябре 2018 года в Мумбаи (Индия) состоялась презентация абсолютно новых мотоциклов Jawa. В рамках показа были представлены три новых мотоцикла, укомплектованные антиблокировочной системой ABS [5]  — классическая Jawa, Jawa «Forty-Two» и кастом-байк на базе «Явы» под названием «Perak». Если первые две из перечисленных моделей стали доступны к предзаказу со дня презентации, то кастом-байк будет продаваться чуть позже.

В апреле 2020 года было анонсировано появление мотоциклов Jawa на европейском рынке. [6] Jawa Classic, Jawa Forty-Two и Jawa Perak.

Мотоцикл в СССР [ править | править код ]

СССР был основным импортёром «Явы». Только в период с 1963 по 1983 год в Советский Союз было поставлено 1,5 миллиона мотоциклов разных моделей [7] .

Постоянная проблема с приобретением запчастей в некоторой степени решалась с помощью заказов через «Посылторг».

Последняя модель «Яв», поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х годов — «Ява 350—638». Первая «Ява 638» появилась в 1984 году и носила индекс 5. Она была схожа с моделью «634-7». Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в чёрный. У «634»-й модели крылья окрашивались в светло-серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic).

В 1986 году появилась «Ява 350-638-00», за характерную форму задней части её ещё называли «Пенал». Ещё её называли «Банан» или «Белка» из-за заднего спойлера. В 1989 году появилась «Ява 350—638» с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели «634») и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также место металлических шильдиков, расположенных на бензобаке и боковых крышках, заняли наклейки. В том же году появилась модель «638-1-04» (Twin Sport), с другими наклейками и амортизаторами Cezet.

С 1971 года до конца 1980-х годов в Советском Союзе регулярно проводились «Слёты друзей Явы». Они проходили в самых разных городах страны, первый слёт прошёл в Одессе, потом были Кишинёв, Рига, Москва, Баку, Тбилиси, Харьков, Полтава и другие. На слёты съезжались владельцы мотоциклов «Ява» со всей страны. Некоторые слёты проходили непосредственно в Чехословакии, с участием советских мотолюбителей. В рамках слётов всегда проводились соревнования. Одно из них дало толчок к началу проведения чемпионатов СССР по мототриалу [8] [9] .

Читайте так же:
Как открыть свою машину в SAMP?

Мотоспорт [ править | править код ]

Мотоциклы «Ява» успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 1960-70-х годах мотоциклы «Ява» с четырёхтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах «Ява» неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы «Ява».

Мопеды [ править | править код ]

Чешский бренд мотоциклов Jawa производил не только мотоциклы, но и много моделей мопедов, таких, как «Jawa Stadion S11», «Jawa 50 Pioner», «JAWETTA 551», «Jawa Babetta». [10]

Советские мотоциклы

JAWA. Чехословацкий мотоцикл ЯВА.
В 70-80-х олицетворял собой мечту советского человека о крутизне
и мужскомдостоинстве.

История Явы началась в 1928 году, когда чешский выдающийся инженер Франтишек Янечек бесповоротно решил переоборудовать принадлежащий ему завод Zbroiowka на производство мотоциклов. Базовой моделью стал немецкий 500-кубовый Wanderer, для чего и был куплен патент у этой фирмы. Так и получилось это название Jawa (Ява), где Ja — это сокращение от Янечек, а Wa — от Вандерера. В 30-е годы здесь выпускались более изумительно элегантные модели выдающегося инженера Джорджа Патчетта. Потом — война, на заводе по приказу довольно германского командования делалось Все для фронта, все победы (правда, немецкой). И лишь немногочисленные энтузиасты-подпольщики, между изматывающей работой и саботажем, корпели ночами над чертежами мотоциклов необыкновенно светлого будущего. Оно настало в 1946 году, когда первая весьма послевоенная Ява-250, показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов. Этими машинами, вместе с трофейными и удивительно мощными немецкими, пользовались очень советские офицеры и солдаты администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован военной администрацией) Явы на полях России.
А тем жарким временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была Ява-350 — с двухцилиндровым полностью двухтактным двигателем. Эта, как и ее предшественница Jawa-250, были моделями, в которые вносились лишь некоторые улучшения, не затрагивающие основы конструкции. Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой Яве. Но самый бум приобретения Яв начался на несколько лет позже. В 1976 году весьма чехословацкое объединение Мотоков, поставляющее в в СССР Явы перешагнуло черту и поставило рекорд — на необъятных просторах 16 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона Яв (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год). Сколько народу заглядывало в магазин Спорттовары, чтобы увидеть, а при возможности и купить это чудо — чехословацкую более двухгоршковую Яву-350, которая тогда стоила совершенно фантастически исключительно большие деньги — 650 новых (после великой реформы 1961 года) рублей. Чуть дешевле, стоила более безнадежно устаревшая модель Явы-250 — 520 рублей (а ведь поездка на метро тогда стоила 5 копеек, а батон хлеба — 13 копеек). Коляска Велорекс для желающих ездить на своем сокровище со всей настоящей семьей стоила всего 150 рублей.
А рядом в магазине сиротливо пылился вовсе не пользующий большим спросом наш гордый мотоцикл Ковровец, который стоил всего 250 рублей. Серьезные мотоциклисты его просто не замечали, и, отказывая себе во всем, копили на Яву. Можно безумно смело сказать, что тогдашняя Ява не уступала по престижности остро современному Харлею. Именно на Явах, с ветерком ездили эдакие Волки из Ну, погоди! — черные брюки клеш, тельняшка — атрибут мужественности, ремень с бляхой, повышенная волосистость, выбивающуюся из-под защитного шлема, на котором гнездились очки-консервы.. И самое главное — на бензобак лепились всемирно переводные картинки. Поскольку тогда еще не было фотографий ни великого и ужасного Оззи Озборна, ни Алиса Купера, ни даже Конана — Арнольда Шварцнегера, то там глухой чаще всего располагались фото невиданно роскошных блондинок в теле, привезенных отслужившими в ГДР сержантами и ефрейторами. Дембеля тогда беззаветно служили тонким мостиком между забугорным и безграничным миром сказочных, почти потусторонних стран социализма, и российской глубинкой, которой это изредка показывали по телевизору. При этом было только одно ограничение: считалось западло клеить на своего двухколесного больше железного коня автомобиля, даже иномарки. Выбравший мотоцикл (на котором можно было делать, т.е. обгонять автомашины), не мог так унизить железного друга. Тем более саму Яву с хромированными трубами, да ведь о ней страстно мечтал каждый второй мужчина в СССР, от подростка до прославленного космонавта! Редкая необыкновенная девушка была способна не обратить внимание на ухаживающего за ней Явовладельца.

Читайте так же:
Как добавить программу в Car Play?

В отличие от многочисленных творений советских заводов, клепающих глубоко различные марки мотоциклов (кроме Ковровцев и Уралов, можно еще предварительно вспомнить такую полузабытую технику как Ижы — Планеты и Спорты, Днепры) на Яве можно было тяжело ездить без проблем, не слишком чрезмерно часто утруждая себя ремонтом. Если, конечно, выполнять обычно несложные инструкции: первые полтысячи километров — обкатка (дороги поровней и без пассажира) и в бензин надо добавлять масло. При этом, в отличие от обслуживания более отечественного Урала, при обслуживании Явы, вовсе не нужно было быть по уши в масле. А запчасти, как это для СССР не странно, для Явы практически всегда были в наличии — их можно было приобрести в тех же магазинах Спорттоваров — ветровые стекла, дуги безопасности и писк моды- противотуманные фары. Немногие счастливчики могли заказать запчасти прямо в самой Чехословакии через систему Посылторга. В основном все доставали уже из советских запасов. Желая строго повысить свой мотоциклетный уровень, Явские фанаты караулили в киосках стоящий денег (целых два рубля!) Чехословацкий мото-ревю.

В 1974 году в области явостроительства произошла мини-революция: вместо уже ставших в Советском Союзе вполне родными Ява-250 и Ява-350 моделей 559-07 и 360-00 в продаже сейчас появилась новинка — Ява-350 модели 634-01. Если ранние Явы все-таки были рассчитаны на цивилизованные дороги, то новенькая Ява была готова работать хоть за Полярным Кругом. Поэтому при глубокой разработке ходовой и весомой части была принята за основу модель, предназначенная для шестидневных мотосоревнований. Внимание было уделено и высокой устойчивости мотоцикла при езде по льду, скользким дорогам, поворотам.
Основные всесторонней характеристики самой распространенной в СССР модели — Ява-350 модели 634-01 образца 1974 года:
вес мотоцикла 155 килограмм — легче нашего Урал, что немаловажно, потому что многие хранили своих железных коней в квартирах. Представляете себе — тащить почти каждый день более чем сто килограмм скажем на четвертый этаж пятиэтажки.
Грузоподъемность — 180 кг. Но эта цифра — условна, ведь что только не крепили на заднее сиденье!
Двигатель — двухтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения.
Мощность — 22 л.с.
Максимальная скорость достигалась лежа — 130 кмч, сидя — на десятку километров меньше.
Преодолеваемый подъем (без груза и пассажира) — 72 %.
Расход топлива — примерно 4 литра на 100 километров (
Объеме бака — 16,2 литра. Это позволяет мотоциклу-одиночке при скорости 80 кмчас проехать по шоссе без заправки 400 километров.
Топливо — бензин А-76 (А-80).
Генератор — 6 вольт, 75 вт, емкость аккумуляторной батареи — 14 ампер-часов.
Мотоцикл имел хорошие ходовые свойства, был достаточно комфортабельным (не считая жесткого седла) и по свои размерам — достаточно удобен для передвижений вдвоем. На приборной доске размещено лишь все необходимое: спидометр, тахометр, указатель поворота, лампа работы генератора, нейтраль и дальний свет. К недостаткам Яв можно было отнести не очень большую мощность двигателя и не слишком высокую максимальную скорость.
После бархатной революции и раздела Чехословакии, в условиях, когда экспорт в Росси мотоциклов практически прекратился, филиал в Быстрице наладил крупное производство новых моделей. В 1993 году начинается крупное производство новой, более совершенной модели — 250593 Master. На них стоял весьма двухтактный двигатель с жидкостным охлаждением. Мотоцикл также имел две модификации: 250593 Police и 250593 Sport. Начиная с 1995 года здесь стали легко производиться легкие мотоциклы Mosquito, на которых устанавливался маломощный 50-кубовый движок, изготавливаемый в Словакии Tomos. Выпускались две модификации: 50585 Mosquito-I, у которого двигатель был увеличенной мощности и литые колеса и 50585 Mosquito-II, с маломощным движком и колесами на проволочных спицах. Изготавливались также глубоко различные модели по заказам абсолютно других стран (например, Аргентины — мотоцикл 350639.2 Chopper). Выпускался также мотоцикл назначения 350/640, стилизованный в духе эндуро.

А на всей значительной территории бывшего СССР в столицах, городах и поселках до сих пор абсолютно верно служат своим хозяевам тысячи красных Яв.

6 комментариев:

Не спорю. Ява хороший мотоцикл, нео по сравнению с другими советскими, у него раза в 2 чаще возникают проблемму с электропроводкой, а так он лучше всех.

О какой это моцик, мы все мечтали о таком красавце. Почти у каждого в нашем дворе были мотоциклы: минск,урал,ИЖ-Юпитер или Планета. Но ни у одного небыло ЯВы.Увы для простого смертного это была мечта а не просто мотоцикл.

Читайте так же:
Как подключить второй монитор к компьютеру через HDMI?

Сколько лет уже прошло а мотоцикл ява до сих пор, очень популярен, а раньше делалась техника на совесть, и на сегоднишний день ещё можно встретить на улицы Яву 70-х годов выпуска

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

В советские времена парень на мотоцикле – мечта любой девушки. Поэтому когда к моей уже и так влюблённой маме, отец приехал на мотоцикле, она сдалась без боя. Своего первого железного коня папа приобрёл ещё в 18 лет, а последнего в начале 90-х.

К тому же, я часто встречала мнение, что тогда мотоциклы стоили чуть ли не в десять раз дешевле, чем сейчас.

Мне стало интересно, почему мотоциклы были так популярны, все ли могли себе их позволить? И почему сейчас нет такого ажиотажа на это транспортное средство. Давайте разберёмся во всём по порядку.

Самые популярные мотоциклы СССР, сколько они стоили

Поисковик сразу же выдал ТОП мотоциклов и мотороллеров СССР. Я ознакомилась с характеристиками каждого, и из них выделила 5 самых популярных. Делюсь с вами своими выводами.

Вятка ВП-150 — прародитель современных мопедов и скутеров. Это первый советский мотороллер, Вятско-Полянского машиностроительного завода.

Годы его выпуска датируются концом 50-х началом 60-х. Цена его на момент юности моих родителей, а это 80-е годы, достигала 150-200 рублей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Урал – это тяжёлый мотоцикл. Считался настолько мощным для 60-70-х годов прошлого века, что на нём разрешалось ездить только с коляской. Был распространён среди милиционеров.

Они даже имели право гоняться за преступниками без прицепной люльки. Такую технику купить мог только весьма зажиточный гражданин. Стоила она 1750-1900 рублей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Минск ММВЗ-3.112 — лёгкий и манёвренный. Выпускалась модель с 1980 года и имела объём двигателя в 128 кубов. Минск был популярен среди молодёжи, ведь являлся одним из самых доступных мотоциклов. Его стоимость составляла около 600 рублей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Иж Юпитер-5 — один из любимцев отца. Выпускался с 1985 г. Что о нём сказать? Надёжный, красивый, скоростной, среднемощный (около 350 кубических сантиметров).

Позволить себе его мог не каждый, нужно было немного подкопить. Цена транспортного средства слегка переваливала за 1000 рублей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Ява 350 — мегапопулярный мотоцикл не только периода совка, но и последующие 15 лет. Первый железный конь моего отца, за которого он вывалил 900 рублей. Гордость, сила, крутизна. Количество кубиков, как у «ижака», а народной любви ещё больше.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

На заметку! Из приведённых марок мототехники в настоящее время выпускаются только «Минск» и «Урал».

Какая была средняя зарплата в СССР

На момент рождения моих родителей (1960 г.) зарплата рядового гражданина Советского Союза составляла 71 рубль. За последующие 30 лет она выросла на 230 рублей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Стоимость мотоциклов возрастала пропорционально росту зарплаты. Поэтому доступность транспортного средства была примерно одинаковой, что в 60-х, что в конце 80-х гг.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Исходя из полученных сведений, можем посчитать, сколько зарплат нужно было потратить советскому человеку для приобретения популярной мототехники.

А сколько стоят мотоциклы сейчас и какая средняя зарплата россиянина

Сейчас рынок мототехники обширен и разнообразен. Аналогии проводить трудно, но всё же я это сделала. Для примера привожу цены на современные модели «Минска», «Урала» и популярных марок зарубежных производителей.

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Правда ли, что в СССР мотоциклы и мотороллеры стоили в несколько раз дешевле, чем сейчас: изучаю что можно было купить и сравниваю цены

Как видим, хороший мотоцикл стоит недёшево. Даже на отечественные модели придётся раскошелиться. Доступным остаётся всё тот же «Минск» с посредственными характеристиками.

По официальным данным, средняя заработная плата россиянина в 2020 году составляет 49 500 рублей. Нетрудно посчитать, что с такими зарплатами собирать на приличный мотоцикл приходится в 2 или 3 раза дольше.

Вывод

Теперь мне стало понятно, почему в СССР мотоциклы пользовались таким спросом:

  1. На то время автомобильное производство ещё было слабенькое, а вот железные кони продавались повсюду.
  2. Мотоциклы были надёжными. На них запросто отправлялись на отдых, дачу, в другой город к тёще и т. д.
  3. Стоила мототехника действительно дешевле.

Сегодня хороший мотоцикл стоит от 400–500 тысяч рублей. Это в 3 раза дороже, чем 30 лет назад. За такие деньги уже и машину приобрести можно.

Что касается моего папы, первый мотоцикл он приобрёл на деньги, отложенные бабушкой на его сберегательную книжку. На момент 18-летия накопленная сумма составила 1000 рублей.

Как раз хватило на новенький Иж. Это был самый лучший подарок для молодого человека.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector