0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗИЛ 131

ЗИЛ 131

Для смазки двигателя ЗИЛ-131 применяют высококачественное специальное автомобильное масло АС-8, указанное в карте смазки или масло АСЗп-10.

Уровень масла в картере двигателя проверяют при ежедневном техническом обслуживании, перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Заменяют масло, при работе двигателя в нормальных условиях, при ТО-2, а при работе в условиях большой запыленности воздуха, через одно ТО-1.

При ТО-2 отработанное горячее масло сливают из картера 1 двигателя. Чистое масло заливают через маслоналивную горловину 3, на которой установлен корпус 4 воздушного фильтра вентиляции картера с крышкой 24 и колпаком 25.

Уровень масла проверяют по указателю 5, на котором нанесены три метки. До пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах верхней красной метки на указателе. Через 2—3 минуты после остановки двигателя уровень масла должен понизиться до метки «полно», что соответствует нормальному уровню масла. Если уровень масла понизится до метки «долей», необходимо доливать масло. Работа двигателя при уровне масла ниже метки «долей» воспрещается. Перед заправкой свежего масла очищают и промывают полнопоточную центрифугу, для чего через 20—30 минут после остановки двигателя центрифугу снимают и разбирают. Если начать разборку центрифуги раньше, то можно залить поверхность двигателя отработанным маслом. Для разборки центрифуги отвинчивают гайку 22 и снимают кожух 20. Вывернув пробку 12, в отверстие корпуса 11 вставляют большой бородок, при помощи которого удерживают корпус 14 от проворачивания и свечным ключом отвертывают гайку 21 фильтра. После этого снимают крышку 19, вставку 18 ротора и сетчатый фильтр 17. Очистив от грязевых отложений, сетчатый фильтр 17 и прокладку 13 промывают в неэтилированном бензине или керосине.

Во избежание повреждения подшип-никое скольжения корпуса не следует отвертывать гайку 16 на оси 15 и снимать корпус 14 с оси центрифуги.

В исправной центрифуге при давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус ротора должен вращаться со скоростью 5000— 6000 об/мин.

Корпус 14 ротора снимается только в случае неудовлетворительного вращения. После мойки центрифугу собирают и проверяют работу. Ротор в исправной центрифуге после остановки двигателя должен вращаться не менее 2—3 мин. Перепускной клапан 10 центрифуги регулируется на перепад давлений в 0,8—1 кГ/см2, что обеспечивает работу двигателя при значительном износе подшипников.

Очистку и промывку корпуса 4 воздушного фильтра системы вентиляции картера двигателя, крышки 24 и фильтра 23 производят при каждой смене масла в двигателе. Корпус фильтра после промывки заполняют свежим маслом.

Нормальное давление масла в системе смазки двигателя обеспечивается шестеренчатым масляным насосом 8 и регулируется редукционным клапаном 9.

Оно должно быть в новом прогретом двигателе в пределах 2—4 кГ.см2. Редукционный клапан регулируют на давление 3,2 кГ/см2.

Нормальное давление масла в масляном радиаторе 2 регулируется перепускным клапаном 7 насоса, оно должно быть в пределах 1,2 к Г/см2.

Снятые с двигателя детали очищают и промывают, а детали системы вентиляции картера, корпус 29, клапан 30, трубку 28 клапана и трубку 31 корпуса крана 27 разбирают, очищают и промывают ацетоном.

При преодолении брода систему вентиляции картера двигателя выключают, устанавливая рукоятку крана 26 в вертикальное положение.

Следует иметь в виду, что двигатель ЗИЛ-131 предназначен для работы в воде, поэтому все стыки между деталями и агрегатами независимо от наличия прокладок уплотнены специальной пастой УН-25 (ТУ МНП-3336-52), тюбик которой прилагается к автомобилю.

При сезонном техническом обслуживании систему смазки двигателя после слива масла рекомендуется промывать, для чего картер 1 и радиатор 2 снимают и отмывают с них смолистые отложения. В зимнее время при низких температурах масляный радиатор отключают, поворачивая кран 6. Для промывки системы смазки без разборки, обычно заливают свежее разжиженное масло, которое после работы двигателя на малых оборотах сливают.

В качестве заменителей основного масла применяют для работы зимой масло АС-6, а летом — АС-10.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

При ежедневном обслуживании проверяют уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. Воду заливают до бокового отверстия в трубке горловины 16 радиатора 14, а антифриз до нижнего торца этой трубки. При наличии расширительного бачка радиатор заполняют полностью, а бачок — до половины. Залив жидкость в радиатор, заводят двигатель и дают ему поработать 3—5 мин, после чего вновь проверяют ее уровень.

При проведении первого технического обслуживания дополнительно проверяют натяжение ремней, крепление вентилятора 18 и шкивов привода генератора 3, компрессора 4 и насоса 7, гидроусилителя рулевого привода. Стрела прогиба ремней 2 и 6 должна быть в пределах 8—14 мм, а ремня 5 в пределах 5—8 мм при нагрузке 4 кГ.

Подшипники вентилятора и водяного насоса смазывают консистентной смазкой 1-1ЗС или смазкой ЯНЗ-3 через пресс-масленки 10 и 13, через четыре ТО-2. Смазку в полости подшипников нагнетают до появления из контрольного отверстия 12 свежей смазки.

Читайте так же:
Как подключиться к принтеру Canon через телефон?

Периодически проверяют крепление ступицы шкива 11 водяного насоса 19. Момент затяжки гайки 17 крепления ступицы должен быть 8,5—10 кГм.

При сезонном техническом обслуживании проверяют работу термостата 8. Заслонка 9 должна открываться при нагреве жидкости до 70—83°.

Охлаждающую жидкость сливают из системы охлаждения через кран 21 блока 1, а также через краны радиатора и котла пускового подогревателя 22. Если на автомобиле установлен расширительный бачок, то открывают кран, установленный в его днище. При сливе жидкости открывают пробку 15 радиатора или пробку расширительного бачка. Кран отопителя кабины закрывают только после слива жидкости, а открывают после пуска и прогрева двигателя. Категорически запрещается пуск и даже кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости.

Промывают систему охлаждения первый раз после 1000 км пробега автомобиля, а в дальнейшем два раза в год: весной и осенью при проведении сезонного технического обслуживания.

Рубашку охлаждения двигателя и радиатор промывают раздельно в направлении, противоположном циркуляции жидкости в двигателе. Промывку ведут при снятом вместе с термостатом патрубке 20 и вывернутых кранах через отверстие, закрываемое патрубком 20.

При работе на жесткой воде накипь в блоке двигателя периодически удаляют. Для этого в систему заливают раствор (в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона) и промывают в течение 4—5 дней, ежедневно меняя раствор. После промывки в систему заливают раствор, содержащий 2 г трилона в 1 л воды.

Котел пускового подогревателя 22 промывают при проведении сезонного обслуживания осенью.

Сколько масла заливать в двигатель зил 130

Двигатель ЗИЛ 130 (508) устанавливался на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Конструкция двигателя ЗИЛ 130 имела много общих черт с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, но в целом модели двигателей имели малую степень унификации. Двигателю уменьшили объем до 6 литров, установили двухкамерный карбюратор и снабдили ограничителем оборотов. Семилитровые двигатели носят название ЗИЛ-375 и используются на грузовых автомобилях Уральского автомобильного завода. Увеличение объема достигнуто за счет увеличения радиуса цилиндров до 108мм, ход поршня 95 мм при этом сохранился.

Характеристики двигателя ЗИЛ 130

ПараметрЗначение
КонфигурацияV
Число цилиндров8
Объем, л6,0
Диаметр цилиндра, мм100
Ход поршня, мм95
Степень сжатия6,5
Число клапанов на цилиндр2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизмOHV
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала110,4 кВт – (150 л.с.) / 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала401,8 Н•м / 1800-2000 об/мин
Система питанияКарбюраторная подача топлива, карбюратор К-88А, двухкамерный, с ускорительным насосом и экономайзером
Рекомендованное минимальное октановое число бензина76
Экологические нормыЕвро 0
Вес, кг440

Конструкция

Четырехтактный восьмицилиндровый бензиновый с карбюраторной системой подачи топлива, V-образным (с двухрядным расположением) расположением цилиндров и поршнями (угол между рядами цилиндров равен – 90°), вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Блок цилиндров

Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы – 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.

ПараметрЗначение
МатериалВысокопрочный чугун
Диаметр цилиндра, мм101,48 – 101,54
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм79,500 – 79,525

Коленчатый вал

Коленчатый вал ЗИЛ 130 стальной (сталь 45),кованный, четырехколенный, пятиопорный. Шатунные и коренные шейки закалены. Коленчатый вал выполнен по крестообразной схеме для лучшего уравновешивания двигателя.

ПараметрЗначение
Диаметр коренных шеек, мм74,48 – 74,50
Диаметр шатунных шеек, мм65,48 – 65,50

Вес колевала ЗИЛ 130 – 53,75 кг, с маховиком – 77,917 кг, со сцеплением и шкивом – 102,62 кг.

Шатун

Шатуны ЗИЛ 130 изготавливаются из стали 40Р. В верхней головке расположена бронзовая втулка.

ПараметрЗначение
Длина, мм185,0
Диаметр отверстия верхней головки, мм27,5
Диаметр отверстия нижней головки, мм69,5

Поршень

Поршни отлит из алюминиевого сплава и покрыт оловом, для ускорения приработки юбки поршня к цилиндру. Ось поршневого пальца смещена на 1,6 мм от оси поршня.

ПараметрЗначение
Диаметр, мм100,0 – 100,06
Компрессионная высота, мм62,5
Вес, г782 – 822
Читайте так же:
Сколько устройств можно подключить к ноутбуку?

Поршневые пальцы стальные, плавающие, пустотелые. Наружный диаметр пальца – 28 мм, внутренний – 19 мм. Длина поршневого пальца – 82 мм.

Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров ЗИЛ 130 отлиты из алюминиевого сплава АЛ4. Камера сгорания – овально-клинового исполнения, что обеспечивает высокую антидетонационную стойкость. Впускные каналы сдвоенные, это дает возможность создать каналы во впускной трубе, идентичные по форме и длине. В головке имеются 17 отверстий под болты для крепления её к блоку цилиндров, 4 болта проходят через ось коромысел.

Впускной и выпускной клапаны

Выпускной клапан изготовлен из стали ЭИ992, полый, в нутрии полости находится 1,85 г металлического натрия, рабочий участок штока клапана покрыт хромом. Впускной клапан изготовлен из стали ЭИ107. Диаметр тарелки впускного клапана 50,5 мм, выпускного – 41 мм. Диаметр стержня клапанов 11 мм, а длина у обоих – 140 мм.

Обслуживание

Замену моторного масла в двигателе ЗИЛ-130 производят с интервалом 6000 – 10000 км в зависимости от условий эксплуатации. Объем масла в двигателе ЗИЛ-130 составляет 9 литров. Какое масло лить? Для двигателей было рекомендовано применять моторные масла всесезонно до минус 30°С – масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,). По классификации SAE можно использовать круглый год полусинтетические моторные масла SAE 10W-40. В регионах с температурами ниже -25°С, можно залить синтетику SAE 5W-40, 0W-30. Так же допускается при жарком климате использовать минеральное масло 15W-40.
Cистема охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ-130 вмещает в себя 28 литров охлаждающей жидкости. Раз в 40000 – 50000 км рекомендуется промывать систему охлаждения.
Свечи зажигания – А-11 или А-11В. Величина зазора между электродами в летний период 0,8 – 0,95 мм, в зимний период рекомендуется уменьшить зазор до 0,6-0,7 мм.

система смазки двигателя – 9л, всесезонно до минус 30°С – масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,) ;
гидроусилитель рулевого управления – 3,2 л, всесезонно масло марки Р;
коробка передач (без коробки отбора мощности) – 5,1 л, всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10;
раздаточная коробка – 3,3 л, см. масла для коробки передач;
картеры главной передачи ведущих мостов 3×5,0 л, см. масла для коробки передач;
картер редуктора лебедки – 2,4 л, см. масла для коробки передач;
амортизаторы – 2×0,45 л, жидкость АЖ-12Т.

Ответы (2)

Завод-изготовитель рекомендует заливать в 6-литровый карбюраторный двигатель V8 одно из следующих масел м8дм, М-6/10В, АСЗп-6.

На летом можно залить минеральное 15W40, а вот зимой лучше полусинтетическое 10W40 или 5W40. Многие владельцы круглогодично заливают полусинтетику 10W40 российских производителей — Лукойл, ТНК, Газпромнефть. Недорого и качественно.

Объем масла в двигателе — 8,5-9,0 литра. Интервал замены — каждые 6-10 тысяч км пробега.

Техобслуживание рулевого управления ЗИЛ-131

Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления.

Проверка натяжения ремня насоса должна производиться также ежедневно.

Схема проверки натяжения приводных ремней ЗИЛ-131

Натяжение ремня осуществляется перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления.

При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 4 кг должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 1).

Для системы гидроусилителя нужно применять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазки.

Заливку масла надо производить через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя.

Применение загрязненного масла вызывает быстры), износ деталей насоса и гидроусилителя.

При проверке уровня масла в системе гидроусилителя, которая должна проводиться при каждом ТО, передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

Перед снятием крышки бачка для проверки уровня масла, его доливки или смены крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином.

Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131

Масло надо доливать при работе двигателя на холостом ходу до появления масла над сеткой заливного фильтра 21 (см. рис. 2). Полного покрытия сетки не требуется.

При ТО-2 оба фильтра насоса гидроусилителя нужно промыть в бензине. В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями следует производить дополнительную промывку фильтров растворителем, применяемым при окраске автомобиля.

При техническом обслуживании необходимо проверять крепление картера рулевого механизма к раме, рулевой колонки к кронштейну кабины, рулевого колеса на валу рулевого управления, затяжку сошки, затяжку контргайки регулировочного винта и гаек крепления карданного вала.

Момент затяжки гайки сошки рулевого механизма должен быть 25—30 кГм, контргайки регулировочного винта 4—4,5 кГм, гаек клиньев карданного вала 1,4—1,7 кГм.

При установке шлангов не допускаются их скручивание и резкие перегибы.

Смена масла

При смене масла следует отсоединить продольную тягу автомобиля и открыть крышку бачка насоса гидроусилителя.

Читайте так же:
Как оплачивать проезд по м4?

Для слива масла необходимо:

1) повернуть рулевое колесо влево до упора;

2) открыть сливное отверстие, вывернув пробку с магнитом из картера рулевого механизма.

Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия картера рулевого механизма. После слива нужно промыть систему гидроусилителя, для чего требуется:

1) удалить из бачка насоса гидроусилителя остаток загрязненного масла; наличие остатков обтирочного материала в бачке недопустимо;

Уход за рулевым управлением ЗИЛ-131

2) промыть шайбу 24 (см. рис. 2), резиновое уплотнительное кольцо 26 крышки насоса и пробку сливного отверстия 32 (см. рис. 3) с магнитом картера рулевого механизма, очистив их от грязи; снять и промыть сетки фильтров насоса и поставить их на место;

3) залить в бачок насоса через воронку с двойной сеткой 1 л свежего масла и слить это масло через сливное отверстие картера рулевого механизма, поворачивая при этом рулевое колесо от упора до упора.

Для заливки свежего масла нужно:

1. Завернуть пробку с магнитом в сливное отверстие картера рулевого механизма.

2. При повернутом до упора влево рулевом колесе заливать свежее масло в бачок насоса до появления масла над сеткой заливного фильтра.

Затем, вращая рулевое колесо от упора до упора и не прикладывая усилия на упорах, доливать масло до тех пор, пока в систему будет залито не менее 2,5 л масла.

Пустить двигатель, затем долить свежее масло и при работе двигателя на режиме холостого хода вращать рулевое колесо от упора до упора, удерживая его кратковременно на упорах в течение 2— 3 сек с усилием около 10 кг и доливая по мере необходимости масло до появления его над сеткой (полного покрытия сетки не требуется).

Заливка масла считается законченной, когда прекращается выход воздуха в виде пузырьков из системы через масло в бачке насоса.

3. Остановить двигатель, установить крышку бачка с уплотнительной прокладкой, резиновое уплотнительное кольцо, шпильки крепления крышки и шайбу и закрепить гайкой-барашком. Гайку-барашек затягивать от руки.

В случае течи масла из-под крышки бачка проверить правильность установки прокладки крышки и в случае ее повреждения сменить ее.

4. Присоединить продольную тягу и смазать шарнир.

Движение при неработающем гидроусилителе

При отказе гидроусилителя в работе из-за повреждения насоса или гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса или остановки двигателя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.

Длительная работа на автомобиле с неработающем гидроусилителем приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.

В случае разрыва шлангов насоса гидроусилителя следует:

1) соединить нагнетательное отверстие насоса с патрубком на бачке насоса;

2) закрыть нагнетательное и возвратное отверстия на гидроусилителе деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел;

3) долить в бачок насоса масло до указанного выше уровня; допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;

4) доехать до базы при работе двигателя с возможно малым числом оборотов коленчатого вала, наблюдая за температурой масла в бачке.

В случае нагрева масла надо сделать остановку и дать маслу остыть.

Рулевые тяги

Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.

Продольная рулевая тяга трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами.

Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми располагается шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой.

Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки с рычагом корпуса левой шаровой опоры переднего моста. Необходимо, чтобы тяга более коротким плечом по изгибу была надета на шаровой палец сошки.

При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки, но не менее чем на ¼ оборота, и шплинтуют.

Следует помнить, что полное устранение зазоров в шарнирах не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.

Для удержания в шарнирах смазки и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрывают войлочными накладками.

Поперечная рулевая тяга имеет на концах правую резьбу с разным шагом, для завинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес.

Головки шарниров выполнены с верхним и нижним вкладышами и пружиной, поджимающей вкладыш.

Шарниры не нуждаются в регулировке. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания.

Ежедневно следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор шарниров и смазывать шарнирные тяги рулевого управления согласно карте смазки.

Читайте так же:
Как долить тормозную жидкость в бачок?

Зил 130 двигатель слабое давление масла

Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгива­нием). На рис. 1, а показана схема смаз­ки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центро­бежной очистки (без фильтра грубой очист­ки масла). Конструкция полнопоточного фильтра центробежной очистки масла более совершенна.

Установка его на двигатель на­чата со второй половины 1967 г.


Для охлаждения масла предусмотрен мас­ляный радиатор, установленный спереди водяного радиатора. Под давлением масло подается к корен­ным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода прерывателя- распределителя и масляного насоса и к тол­кателям. К втулкам коромысел масло по­дается с пульсирующим давлением через пустотелую ось коромысел, в которую мас­ло поступает через каналы 8, идущие от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям дви­гателя масло подается самотеком и разбрыз­гиванием.

Из поддона картера масло через непод­вижный маслоприемник 17 засасывается в масляный насос 3. Через канал 4 в задней перегородке блока масляный насос подает масло в корпус масляных фильтров, где весь поток проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра гру­бой очистки часть масла, около 50%, идет в фильтр 6 центробежной очистки масла, откуда оно сливается в поддон картера.

Основной поток масла из фильтра грубой очистки попадает в распределительную ка­меру 7, расположенную в задней перегород­ке блока цилиндров. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 12 и 16у из которых оно поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло подается в полость шатунной шейки, где дополнительно очи­щается и через отверстия в шатунных шей­ках поступает к шатунным подшипникам.

При наличии полнопоточного фильтра центробежной очистки масла все поступаю­щее масло очищается только в нем, откуда оно направляется в распределительную камеру 7, а затем в продольные ка­налы 12 и 16 и к смазываемым деталям двигателя.

В нижней головке шатуна имеется отвер­стие, в момент совпадения которого с отвер­стием в шейке коленчатого вала масло вы­брызгивается на стенку цилиндра, откуда снимается маслосъемным кольцом, затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазы­вает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из пе­реднего правого конца магистрального ка­нала 16 масло попадает через трубопро­вод 13 для смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены два отверстия, разветвлен­ные под углом 40°, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров один раз за оборот распределительного вала масло для смазки клапанного механизма попадает в канал 8, выполненный в каждой головке цилиндров.

Из канала 4 (рис. 2) головки цилинд­ров масло через паз на опорной поверхно­сти стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел посту­пает в полость 3. Из полости 3 масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел 2, а через канал 7 — к шаровому сочленению регулировочных винтов 6 со штангами 5 толкателей. Через каиал 8 масло стекает на поверхность головки ци­линдров, а попадая в проемы для штанг, сливается в поддон картера.


Стержни клапанов в направляющей втул­ке и механизм вращения выпускного клапа­на смазываются масляным туманом и кап­лями масла, стекающего из сочленений ме­ханизма коромысел самотеком.

По теме:

Обслуживание фильтра очистки масла (полноточной центрифуги) ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131

Сборка карбюратора К-84М

Фильтры центробежной очистки масла

содержание .. 11 12 13 ..

Смазочная система двигателя ЗИЛ-5081.1000401 автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 1

Смазочная система двигателя комбинированная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.

Масляный насос — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя и центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан верхней секции насоса отрегулирован на давление 0,32 … 0,40 МПа (3,2 … 4 кгс/см2). Перепускной клапан нижней секции масляного насоса отрегулирован на давление 0,12 … 0,15 МПа (1,2 … 1,5 кгс/см2).

Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (полнопоточная центрифуга), включен в смазочную систему последовательно, ротор вращается под действием реактивной силы, создаваемой струями масла, вытекающими через два сопла.

Правильность вращения ротора проверяют на слух. После остановки двигателя исправный ротор продолжает вращаться 2 … 3 мин, при этом слышен своеобразный

звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки ротора, на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Читайте так же:
Как сбросить адаптацию акпп бмв е38?

Рис. 17. Схема смазывания двигателя

I — поступление масла к осям коромысла; II — движение масла по коромыслу III — смазывание стенок цилиндра; 1 — трубка для подвода масла в масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал для подвода масла от насоса к фильтрам; 5 — маслораспределительная камера; 6 —- фильтр очистки масла; 7 — кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла для смазывания компрессора; 10 — трубка для слива масла из компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — маслоприемник; 14 — грязесборник для очистки масла; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла клапана; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенки цилиндра; 19 — указатель давления масла (манометр); 20 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20 … 30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:

1) отвернуть гайку-барашек и снять кожух фильтра (в случае затрудненного демонтажа кожуха фильтра необходимо предварительно снять воздушный фильтр, как это рекомендовано в разделе «Воздушный фильтр»);

2) вывернуть пробку 26 в корпусе и вставить в отверстие стальной стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения;

3) отвернуть гайку 11 ключом для завертывания свечей, снять крышку ротора вместе с гайкой;

4) снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6;

5) очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их; при сильном засмоленим сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;

6) очистить от грязи прокладку 2 корпуса фильтра.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца

кожуха недопустимо, так как это приводит к течи масла.

Сборку центрифуги необходимо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 надо установить, как показано на рис. 18, предварительно отцентрировав его по бортику ротора центрифуги.

Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла: 1 — корпус; 2 и 17 — прокладки; 3 — ротор; 4 и 10 — уплотнительные кольца; 5 — крышка ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — кожух фильтра; 9 — ось ротора; 11 — гайка крышки ротора; 12 — гайка-барашек; 13 — гайка; 14 — разрезная шайба; 15 — упорная шайба; 16 и 24 — шайбы; 18 — пружина; 19 — трубка для слива масла; 20 — упорный подшипник; 21 » сопло; 22 «=» перепускной клапан; 23 — пружина клапана; 25 — штуцер клапана; 26 » пробка

Перед установкой крышки необходимо проверить, легко ли вращается ротор. Гайку-барашек крепления следует затягивать усилием руки. Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор во избежание повреждения подшипников скольжения. Только в случае неудовлетворительного вращения ротора на оси необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку на оси, снять корпус ротора и проверить состояние узла ось— втулка. При снятии крышки ротора следует предотвратить выпадение упорного кольца подшипника в корпус фильтра. При засорении втулок их следует промыть в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров прочищать их надо таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку ротора на ось проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение ротора при работе двигателя на слух.

Вентиляция картера — принудительная, открытая, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя под карбюратор через специальный клапан 4 (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытыми дроссельными заслонками карбюратора под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода под карбюратор малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытыми дроссельными заслонками разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный о маслозаливной горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран 3. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector