6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой угол опережения зажигания на газу

www.60-2.ru

Отечественные вариаторы зажигания для инжекторных двигателей!

    » Список форумовВопросы разработчикуДругие вопросы

Каким должен быть УОЗ на газе относительно бензина?

Каким должен быть УОЗ на газе относительно бензина?

Admin » 15 фев 2010, 19:49

Причём, что интересно — такая корректировка рекомендуется и для двигателей малолитражек объёмом чуть более литра, работающих преимущественно на высоких оборотах, и для "больших" моторов внедорожников, которые при частоте вращения 2000 об/мин легко разгоняют двух-трёхтонную машину.
Откуда взялся этот график? Сейчас уже трудно сказать. В первый раз я увидел его на сайте фирмы Метринч. Причём, там был не просто график, а ещё и статья, в которой аргументировано доказывалось, что угол должен быть именно таким. Впоследствии рисунок с графиком был в нарушение авторских прав скопирован из статьи и назван «общеизвестным».
Сейчас я попытался найти эту статью, однако безрезультатно. Так же я видел ещё один график (сейчас уже трудно сказать где). На том графике при работе на метане рекомендовалось на «низах» делать угол раньше, потом плавно уменьшать вносимый угол до нуля, а на высоких оборотах делать его позже! Да-да, на метане позже, чем на бензине! Причём это никак не аргументировалось, предлагалось воспринимать это как догму!

Попробуем всё-таки аргументировано разобраться в том, какой на газе должен быть угол опережения зажигания относительно бензинового. Казалось бы, логично рассуждать так – газ горит дольше бензина, это факт. Пусть газ горит дольше бензина на время Т. В таком случае, мы должны его на время Т раньше поджигать. Пусть при скорости вращения коленвала 1000об/мин для этого мы должны сместить УОЗ на 10 градусов. Тогда на скорости 5000об/мин для этого мы должны будем сместить УОЗ уже на 50 градусов. Казалось бы – логично. С увеличением частоты вращения коленвала, вносимый угол опережения должен расти, однако на практике это не совсем так. Попробуем в этом разобраться на примере бензинов с разными октановыми числами.
Как известно, высокооктановый бензин горит медленнее низкооктанового и для компенсации его повышенного времени горения рекомендуется при использовании бензина с ОЧ выше нормы делать зажигание раньше. Анатолий Валентинович Дмитриевский в своей книге «Система зажигания без секретов» рекомендует следующие зависимости угла опережения зажигания для различных марок бензина:

Видно, что оптимальный УОЗ с ростом частоты перестаёт увеличиваться и в конце концов становится равным константе. Такой эффект объясняется зависимостью скорости горения топлива от скорости вращения коленвала.
Понятно, что по аналогии построив график для различных видов газового топлива (пропан-бутана и метана), мы получим характеристики как на первом рисунке.
Со слов Дмитриевского А.В., если повысить УОЗ на высоких оборотах выше оптимального: «В результате этого кроме снижения максимальной мощности при продолжительной работе двигателя с высокой нагрузкой появляется опасность возникновения калильного зажигания, следствием которого обычно бывает выгорание центрального электрода свечи или даже прогар днища поршня.», и если «угол на высокой частоте вращения достигнет 40. 45° вместо 35. 38° по норме, что может привести к повреждению двигателя— прогару поршня вследствие калильного зажигания.».
И действительно, если при этом максимальная мощность на высоких оборотах снижается, то согласно закону сохранения энергии, та часть энергии, которая не перешла в механическую, перейдёт в тепловую и пойдёт на нагрев элементов камеры сгорания двигателя.

Но это теория. А теперь практика.

Есть такая итальянская фирма, занимающаяся разработкой электроники для машин с газовым оборудованием — АЕВ. Так вот, эта фирма уже достаточно долгое время выпускает вариаторы опережения зажигания AEB510. Эти вариаторы смещают всю кривую характеристики углов опережения зажигания на фиксированное число градусов. Да-да, именно на фиксированное число градусов, несмотря на утверждение некоторых товарищей об обратном! Это показывают осциллограммы на входе и выходе вариатора AEB510, эксперимент – с ним не поспоришь! Так вот – в техническом руководстве по применению вариаторов этой фирмы рекомендовано смещать угол опережения зажигания на сжиженном газе – на 9 градусов, а на метане – на 12 градусов. Так как смещается вся характеристика углов, то если на высоких оборотах на бензине максимальный угол составлял 35 градусов, то после установки вариатора это будет 44 градуса на пропане и 47 градусов на метане, т.е. получается ситуация, при которой по словам Дмитриевского А.В. (применительно к высокооктановому бензину) должна снизиться максимальная мощность и возникнуть предпосылки к прогоранию днища поршней.
Так вот – на практике я не видел и не слышал ни одного отзыва типа «установил вариатор АЕВ, упала тяга на высоких оборотах», или «после установки вариатора АЕВ прогорел поршень!». А вот отзывов о том, что во всём диапазоне оборотов возрастает тяга и повышается максимальная скорость – миллион! Так значит, "бензиновая" теория не применима к газу на 100% и увеличение угла опережения зажигания на высоких оборотах при работе на газе приводит к увеличению мощности! А за счёт чего, если топливоподача осталась прежней? Правильно – за счёт повышения КПД. А раз КПД повышается, в тепловую энергию переходит меньший процент теплоты сгорания топлива. А раз так, то ресурс двигателя только увеличится!
Почему так происходит? Возможно, потому что никто не будет длительное время крутить двигатель на частоте 5000об/мин без нагрузки, а при нагрузке блок управления автоматически сделает угол не бензине позже и суммарный УОЗ штатный бензиновый + вариатор будет как раз в пределах нормы (35-38 градусов). А может, это происходит потому, как газ обладает несколько иными свойствами, другой зависимостью скорости горения от частоты вращения двигателя, чем бензин, и просто приравнивать газ к высокооктановому бензину недопустимо. Возможно, есть и другие причины, это на самом деле не важно. Важно то, что согласно многолетнему опыту эксплуатации итальянских вариаторов AEB, а в частности АЕВ510, смещать угол опережения зажигания на высоких оборотах двигателя так же необходимо как и на низких. Именно поэтому я рекомендую устанавливать на пропане смещение 9 градусов во всём диапазоне оборотов, а на метане 12.
Вместе с тем, я прекрасно понимаю, что найдутся люди, которым невозможно ничего доказать – они приведут 1000000 доводов в пользу того, что при работе на газе, вносимый УОЗ с ростом частоты вращения двигателя должен стремиться к нулю. И найдутся другие люди, которые им поверят. Поэтому в своём вариаторе 60-2.ru я добавил и такую функцию (уменьшение вносимого УОЗ с ростом скорости вращения коленвала), но пользоваться этой функцией лично я не рекомендую.

Читайте так же:
Сколько устройств можно подключить к роутеру TP Link?

С уважением,
кандидат технических наук
Кузнецов Сергей Николаевич.

При использовании материалов этой статьи гиперссылка на первоисточник обязательна!

Вариатор угла опережения зажигания для ГБО

Вариатор — устройство, способное корректировать угол опережения зажигания на бензиновых двигателях во время работы двигателя на газе.

Газ имеет высокое октановое число, с которым не сможет сравниться даже самый качественный высокооктановый бензин. СНГ — сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) имеет октановое число равное 100-105 единицам, а если говорить о метане, то и все 120.

Недостатки ГБО и способы их преодоления

Сгорание газа в цилиндрах двигателя происходит медленнее чем бензина, стало быть у этих двух типов топлива не одинаковый угол опережения зажигания (УОЗ). Поэтому, если УОЗ оставить как есть, то воспламенения газа происходит не вовремя, что серьезно влияет на расход газового топлива и динамику, и тяговитость самого двигателя. Кроме того, температура отработанных газов при работе на газе будет выше, чем во время работы на бензине и в момент, когда открываются выпускные клапана газо-воздушная смесь, по сути, еще воспламеняется, как результат — увеличенная нагрузка на клапана и седла. На этой почве возникает, по сути, оправданный миф о прогаре клапанов при работе на газе.

Вариатор УОЗ в данной ситуации является решением данной проблемы, так как он способен своевременно корректировать угол опережения зажигания в зависимости от ситуации, тем самым избавляя владельцев авто с ГБО от перерасхода топлива, прогара клапанов, а также ухудшения динамики. Причем подходит он как для метановых, так и пропан-бутановых ГБО-установок.

Известный факт, что в четырехтактных ДВС (двигатель внутреннего сгорания), горючая смесь воспламеняется от искры «на пороге» такта сжатия и рабочего хода, не доходя до ВМТ (верхняя мертвая точка) всего несколько градусов. Вариатор УОЗ (Spark Advance Processor, Time Advance Processor) представляет собой электронный модуль, который после перехода с бензина на газ в автоматическом режиме производит сдвиг этой точки вперед, для оптимизации воспламенения газовой смеси, позволяя ей сгорать полностью.

Проведите тест. Заведите мотор автомобиля с ГБО, но без вариатора УОЗ, и дождитесь переключения на газ. Подставьте руку к выхлопной трубе. После чего произведите аналогичный тест на автомобиле с вариатором УОЗ. На последнем давление и температура отработанных газов будет ниже, чем у аналогичного авто без вариатора угла опережения зажигания.

Вариатор УОЗ позволяет оптимизировать работу бензинового двигателя с электронной системой впрыска для работы на газе. И, что немаловажно, в сравнении с популярными в последнее время двухрежимными прошивками бензин/газ или прошивками «заточенными под газ», вариатор угла опережения зажигания имеет собственные настройки и прошивки для конкретных моделей двигателей, которые испытаны и обкатаны на специальных стендах. Более того, производители вариаторов угла опережения зажигания постоянно обновляют списки прошивок, добавляя в них новые модели авто. В случае отсутствия прошивки под конкретный автомобиль, возможен вариант оперативной коррекции УОЗ под конкретные требования того или иного двигателя.

Вопреки ошибочному мнению, «мозги» ГБО 4-го поколения не могут повлиять на работу зажигания или хоть как-то корректировать его настройки, все ограничивается управлением газовыми инжекторами. На деле система впрыска газа устанавливается просто между ЭБУ (электронный блок управления) двигателя и бензиновыми форсунками, а газовый контроллер всего лишь производит перенаправление, корректируя сигнал, поступающий от ЭБУ к газовым форсункам.

Читайте так же:
Что такое шаровая опора в автомобиле?

Само зажигание регулирует штатная прошивка ЭБУ, которой невдомек, что такое газ и как с ним работать. Поэтому двигатель работает как будто на бензине в штатном режиме, поэтому и происходит падение мощности и увеличение расхода газового топлива во время работы на газе.

Некоторые противники вариатора УОЗ приводят аргументы якобы опровергающие эффективность использования этого приспособления. Однако эти аргументы при разумном подходе и взвешивании не выдерживают никакой критики. Так принято считать, что коррекция зажигания происходит благодаря датчику детонации, однако тут же можно возразить на этот счет. Данный датчик реагирует на детонацию при работе на бензине, а сама корректировка УОЗ происходит после того, как происходит сама детонация. Однако фокус в том, что газ не подвержен детонации, поэтому никакой коррекции не происходит. Более того, как правило датчик детонации реагирует на топливо с более низким октановым числом, например, вы обычно льете АИ-95, а на этот раз залили АИ-92. Но как мы уже знаем, газ имеет более высокое октановое число, и это еще раз подтверждает тот факт, что ничего никто и ничто не корректирует, и угол опережения зажигания остается таким же, как и при работе на бензине.

Тестируем вариатор опережения зажигания на дороге на Форде Фокусе

Преимущества вариатора УОЗ

  • Улучшение динамики (по сравнению с ГБО без вариатора УОЗ).
  • Экономия газа. Благодаря тому, что вариатор угла опережения зажигания подключается прямо к контроллеру газовой системы, во время его работы происходит сдвиг УОЗ в более раннюю точку, то сигналы, поступающие от датчиков (ДПКВ, и датчика Холла), не влияют на бензиновую прошивку двигателя.

Производители вариаторов и варианты установки

  • совместимые с датчиками, дающими индуктивный сигнал;
  • совместимые с датчиками Холла, выдающими цифровой сигнал;
  • совместимые с блоками зажигания с трамблером.

618-Тритон. Двухканальный прибор, совместимый датчиками, выдающими индуктивный и цифровой сигнал. Допускает перепрошивку ЭБУ, что расширяет возможности адаптации к автомобилям разных марок.

AEB 510N. Вариатор может быть интегрирован в ГБО автомобилей, оснащенных индуктивными датчиками. Кроме того, поддерживается сигнал с одного распределительного вала.

AEB 516N SHARK. Прибор, предназначенный для применения там, где нет возможности применения АЕВ 510. Поддерживает сигнал с двух распредвалов.

VRT-2. Одноканальный октан-корректор. Совместим как с индуктивными и цифровыми датчиками. Имеется возможность перепрошивки: Bosch 60-2 индуктивный; Renault 60-2 индуктивный; Ford 36-1 индуктивный; Toyota 36-2 индуктивный; Huyndai 30-2 Hall; Bosch 60-2 Hall.

STAG TAP-01. Прибор, совместимый с датчиками коленвала, генерирующими индуктивный сигнал.

STAG TAP-02. Корректор для транспортных средств с цифровым сигналом от датчика коленвала.

STAG TAP-03/1. Совместимость с индукционным сигналом, поддерживаются сигналы с цифровых датчиков двух распределительных валов.

STAG TAP-03/2. Совместимость с датчиками Холла, поддерживаются цифровые сигналы с датчиков двух распределительных валов.

Установка вариатора

Устанавливается устройство одновременно с монтажом газобаллонной системы. Имеется возможность интегрирования приборов и в уже установленные системы. Производители рекомендуют для монтажа вариатора использовать подкапотное пространство автомобиля. Однако многие специалисты предпочитают устанавливать прибор неподалеку от бортового компьютера.

  • полное отсутствие грязи и воды;
  • возможность применения коротких проводов, что исключает влияние наводок на сигналы с датчиков;
  • отсутствие влияния нагрева от работающего двигателя;
  • удобство подключения компьютера для наладки и диагностики.

При наличии навыков обращения с электронными компонентами и знанием всех нюансов наладки прибора вполне возможна установка вариатора своими руками.

Установка вариатора опережения зажигания

Для этого нужно снять с прибора крышку и выполнить подключение, следуя указаниям приложенной инструкции. Один из выводов предназначен для подачи напряжения на ДПКВ, с которым коммутируется вариатор. Второй провод присоединяется к выводу газового клапана ГБО. Провод массы соединяется с экранирующей оплеткой кабеля датчика положения. Провода датчика коммутируются с соответствующими клеммами вариатора. После соответствующей наладки и настройки прибора можно приступить к ходовым испытаниям автомобиля.

Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:

какой угол опережения зажигания для ГБО

Подскажите ,плиз ,какой угол опережения зажигания выставить по стробоскопу (случайно сбил) для газа ,езжу в основном на газу,на бензине только завожусь .Раньше заводилась на газу даже при -32 ,а теперь в -5 не заводится,это я для сравнения пробовал,хотя на газу заводится не рекомендовано.И холостые обороты упали .На бензине заводится без проблем, с полоборота.Или может так и должно быть ?

#2 DIFERENT

#3 vadim1891877

#4 vadim1891877

#5 BMI

  • Модель Audi: 100
  • Кузов: С4
  • Двигатель : ААТ
  • Обьем (V): 2,5
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: СКО РК

Просмотр сообщенияvadim1891877 (19 февраля 2013 — 23:47) писал:

Без всякого смысла.. Набрать в поиске тяжело.? . Или статус не позволяет.!

#6 vadim1891877

#7 BMI

  • Модель Audi: 100
  • Кузов: С4
  • Двигатель : ААТ
  • Обьем (V): 2,5
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: СКО РК
Читайте так же:
Чем смазывать резину на зиму?

Просмотр сообщенияvadim1891877 (20 февраля 2013 — 00:02) писал:

#8 ruba4yk

  • Модель Audi: A6
  • Кузов: B4
  • Двигатель : AGA
  • Обьем (V): 2,4
  • Коробка: АКПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1997
  • Город: УКРАИНА

Сообщение отредактировал ruba4yk: 21 февраля 2013 — 16:09

#9 Чебурашка

  • Модель Audi: ауди 80
  • Кузов: B4
  • Двигатель : ADA
  • Обьем (V): 1,6
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: Москва

Просмотр сообщенияruba4yk (21 февраля 2013 — 16:04) писал:

#10 ruba4yk

  • Модель Audi: A6
  • Кузов: B4
  • Двигатель : AGA
  • Обьем (V): 2,4
  • Коробка: АКПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1997
  • Город: УКРАИНА

#11 Чебурашка

  • Модель Audi: ауди 80
  • Кузов: B4
  • Двигатель : ADA
  • Обьем (V): 1,6
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: Москва

#12 BMI

  • Модель Audi: 100
  • Кузов: С4
  • Двигатель : ААТ
  • Обьем (V): 2,5
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: СКО РК

Просмотр сообщенияruba4yk сказал:

Просмотр сообщенияruba4yk сказал:

. Привет . Так ведь таких странностей ..Я про вариатор ..На форумах очень много..!!

Этот ВАРИАТОР ..Это Электронный октан корректор ..Такая система стоит на любом МОТРОНИКЕ..

Если кому нравиться возиться с прошивками ..Пусть возятся.!. Мало им колхоза..Пусть добавляют..

А вообще подобные Октан корректоры ставились уже очень давно . Ещё на авто с контактным зажиганием..

Таких устройств много ставил ещё на ЖИГУЛИ. Кто на них ездил знает как они любили стучать пальчиками.!!

А с этой приспасобой можно было выставлять зажигание в движении ..сидя за рулём..

Так что всё новое ..Это давно забытое старое. Но уже по новым технологиям.!

#13 Чебурашка

  • Модель Audi: ауди 80
  • Кузов: B4
  • Двигатель : ADA
  • Обьем (V): 1,6
  • Коробка: MKПП
  • Тип привода: передний
  • Год выпуска: 1994
  • Город: Москва

Просмотр сообщенияBMI (21 февраля 2013 — 18:59) писал:

. Мне больше интересно .
на карбюраторный движок РМ? ..Чем ВАРИАТОР ..!!
. Привет . Так ведь таких странностей ..Я про вариатор ..На форумах очень много..!!

Этот ВАРИАТОР ..Это Электронный октан корректор ..Такая система стоит на любом МОТРОНИКЕ..

Если кому нравиться возиться с прошивками ..Пусть возятся.!. Мало им колхоза..Пусть добавляют..

А вообще подобные Октан корректоры ставились уже очень давно . Ещё на авто с контактным зажиганием..

Таких устройств много ставил ещё на ЖИГУЛИ. Кто на них ездил знает как они любили стучать пальчиками.!!

А с этой приспасобой можно было выставлять зажигание в движении ..сидя за рулём..

Так что всё новое ..Это давно забытое старое. Но уже по новым технологиям.!

Пропан .Ру

Добрый день! Решил установить себе вариатор УОЗ на двигатель QR25de, а поскольку ставить решил сам, захотелось разобраться в вопросе. Т.к. долгое время имел отношение к науке, стал копать наработки своих бывших коллег в этом вопросе. И, т.к. эта информация на форумах мне нигде не попадалась, решил разместить ее здесь, а заодно и попросить комментарии ГУРУ ГБО и разработчиков вариаторов.
Итак, попалась на глаза докторская диссертация Шишкова Владимира Александровича (да простят меня модераторы приведу ссылку http://www.nntu.ru/sites/default/files/ . ov_v_a.pdf), называется МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ЦИКЛОМ ДВУХТОПЛИВНЫХ И ОДНОТОПЛИВНЫХ ПОРШНЕВЫХ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ. В статье помимо прочего приведен алгоритм определения УОЗ при переходе с бензина на газ (собственно есть еще его статья на эту тему, для тех кому лень читать саму диссертацию http://www.ssc.smr.ru/media/journals/iz . 35_240.pdf). Так вот, выводы таковы что Угол опережения зажигания для различных частот вращения КВ ДВС определется по формуле: УОЗ газ = УОЗ бензин *Kw , где Kw — коэф, учитывающий разницу скоростей горения газа и бензина. Другими словами Kw величина условно постоянная на различных частотах работы ДВС. Далее приводятся вычисления из которых следует, что для СУГ Kw = 0,996-1,068 с учетом температуры, скорости горения и давления. Например, если угол опережения зажигания на бензине был 25 град , то для СУГ он составит 25-26,7 град, то есть фактическое увеличение составит от 0 до 1,7 град по углу положения КВ двигателя.

Теперь вопросы. Кто что думает по поводу приведенных фактов, а именно:
1. УОЗ для различных частот вращения постоянен
2. Смещение газового (СУГ) УОЗ относительно бензинового составляет согласно расчетам всего от 0% до 6,8% (производители вариаторов рекомендуют порядка 36%(9 град))

P.S. Я конечно понимаю что это теория, и что тут условия приближенные к идеальным, но не может же быть погрешность больше 100%

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение DimasBig » Ср апр 30, 2014 11:06 am

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение mechanic » Ср апр 30, 2014 11:59 am

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение Alex_tom » Ср апр 30, 2014 12:43 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение DimasBig » Ср апр 30, 2014 1:38 pm

Сравнивается абстрактный оптимальный бензиновый угол с оптимальным газовым. Не увидел в этой работе записанный в блок управления данного двигателя угол, нефакт что он совпадает с указаным на графиках (наоборот на 99 % процентов уверен, что он совершенно другой).
Поэтому практические выводы из данного исследования неочевидны.

Читайте так же:
Где находится номер кузова Хонда CR V?

Добавлено через 4 минуты 3 секунды:

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение mihail1 » Ср апр 30, 2014 2:12 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение mechanic » Ср апр 30, 2014 4:28 pm

Но ведь стехиометрический коэффициент горения бензина 14,7, а газа 15,67 т.е. на одну часть сгораемого топлива нужно 14.7 и 15.67 частей воздуха соответственно (различие в 6%) . Известно, что расход газа в среднем выше расхода бензина на 15%-20%, а значит для создания идеальной смеси необходимо воздуха еще на 15%-20% больше. Опять получается богатая смесь..

Я не претендую на истину, просто начал вникать в процессы и пытаюсь рассуждать. Если что поправляйте

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение mihail1 » Ср апр 30, 2014 5:20 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение Vint46 » Ср апр 30, 2014 7:53 pm

Re: УОЗ научное обоснование!

  • Цитата

Сообщение michelwer » Ср апр 30, 2014 11:00 pm

mechanic писал(а): Добрый день! Решил установить себе вариатор УОЗ на двигатель QR25de, а поскольку ставить решил сам, захотелось разобраться в вопросе. Т.к. долгое время имел отношение к науке, стал копать наработки своих бывших коллег в этом вопросе. И, т.к. эта информация на форумах мне нигде не попадалась, решил разместить ее здесь, а заодно и попросить комментарии ГУРУ ГБО и разработчиков вариаторов.
Итак, попалась на глаза докторская диссертация Шишкова Владимира Александровича (да простят меня модераторы приведу ссылку http://www.nntu.ru/sites/default/files/ . ov_v_a.pdf), называется МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ЦИКЛОМ ДВУХТОПЛИВНЫХ И ОДНОТОПЛИВНЫХ ПОРШНЕВЫХ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ. В статье помимо прочего приведен алгоритм определения УОЗ при переходе с бензина на газ (собственно есть еще его статья на эту тему, для тех кому лень читать саму диссертацию http://www.ssc.smr.ru/media/journals/iz . 35_240.pdf). Так вот, выводы таковы что Угол опережения зажигания для различных частот вращения КВ ДВС определется по формуле: УОЗ газ = УОЗ бензин *Kw , где Kw — коэф, учитывающий разницу скоростей горения газа и бензина. Другими словами Kw величина условно постоянная на различных частотах работы ДВС. Далее приводятся вычисления из которых следует, что для СУГ Kw = 0,996-1,068 с учетом температуры, скорости горения и давления. Например, если угол опережения зажигания на бензине был 25 град , то для СУГ он составит 25-26,7 град, то есть фактическое увеличение составит от 0 до 1,7 град по углу положения КВ двигателя. Что касается двигателей у которых угол опережения зашит в ЭБУ, вопрос решается прошивкой с подбором угла опережения зажигания.

Теперь вопросы. Кто что думает по поводу приведенных фактов, а именно:
1. УОЗ для различных частот вращения постоянен
2. Смещение газового (СУГ) УОЗ относительно бензинового составляет согласно расчетам всего от 0% до 6,8% (производители вариаторов рекомендуют порядка 36%(9 град))

Вариатор угла опережения зажигания для ГБО на авто

Число автовладельцев, переоборудующих свои машины для работы на газовом топливе, неуклонно растёт. Связано это, главным образом, с тем, что в связи с ростом цен на бензин эксплуатация автомобиля становится всё более дорогостоящей. Газ, разумеется, тоже дорожает, но ценовая вилка в два с лишним раза остаётся стабильной и побуждает народ задуматься о переходе на газ.

Если есть уверенность в экономическом эффекте от перехода с бензина на газ – вперёд и с песней. А для того, чтобы этот эффект был максимальным, целесообразно ознакомиться с техническими тонкостями установки газобаллонного оборудования, так как на автосервисе об этом особенно не распространяются. В частности, речь пойдёт о таком приборе, как вариатор УОЗ для ГБО.

Необходимость установки вариатора

Само слово «вариатор» подразумевает, что этот прибор призван изменять определённые параметры какой-либо системы. В данном случае рассматривается электронное устройство, которое регулирует угол опережения зажигания (УОЗ), иными словами, положение точки, где происходит воспламенение топливно-воздушной смеси (ТВС) в цилиндре ДВС.

Топливная смесь поджигается искрой свечи в тот момент, когда поршень ещё не достиг верхней мертвой точки (ВМТ), завершая такт сжатия. Это опережение измеряется углом поворота коленвала и делается для того, чтобы горючая смесь полностью сгорела именно в ВМТ, так как между воспламенением и полным сгоранием проходит несколько миллисекунд. Таким образом, обеспечивается оптимальный режим работы ДВС, максимальный крутящий момент, экономичность и экологичность.

Начальный УОЗ на сошедшем с конвейера авто выставляется заводом-изготовителем в зависимости от типа двигателя и вида топлива, на которое он рассчитан. В процессе движения этот параметр регулируется умной электроникой в определённом диапазоне на основе показаний датчиков, подающих сигналы о частоте оборотов двигателя, температуре ТВС и силе тяги.

При переходе на газ характеристики горючей смеси меняются. В ГБО применяется два вида газового топлива: сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженная смесь пропана и бутана (LPG). Газовая аппаратура на метановом топливе в нашей стране используется весьма ограниченно (на, то есть ряд объективных причин), поэтому основной акцент будет сделан на пропан-бутан.

Читайте так же:
Где стоит датчик скорости на ваз 2113?

Так вот, бензиновая топливовоздушная и пропанобутановая смесь отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенными из которых являются октановое число (у пропановой смеси около 105), температура и скорость сгорания (пропан-бутан горит дольше бензиновой ТВС).

Более того, соотношение пропана и бутана в смеси меняется в зависимости от времени года: летом оно составляет 40:60, а зимой, наоборот – 60:40 (отсюда разница в цене).

По этой причине угол опережения зажигания на газе должен быть больше, чем на бензине. Рассчитанная на бензин штатная электроника с этой задачей в полной мере справиться не сможет, так как не в состоянии распознать, что двигатель перешёл на газ. Поэтому если к газовой аппаратуре будет дополнительно установлен вариатор угла опережения зажигания, то он скорректирует сигналы датчиков, оптимизируя УОЗ для работающего на газовом топливе мотора. То есть, газовая смесь успеет полностью сгореть в нужное время в нужной точке. В противном случае она будет догорать в выхлопной трубе, снижая мощность и ресурс ДВС. К слову сказать, отсюда и возникают вопросы о прогаре клапанов ГРМ, а также выходе из строя катализатора.

Принцип работы, выбор устройства, установка и настройка

Вариатор УОЗ для ГБО корректирует показания электронного блока управления (ЭБУ), смещая их в соответствии с предварительными настройками. В связи с этим установка ГБО одновременно с вариатором — самое рациональное решение (хотя, в принципе, это можно сделать в любой момент).

Выбор модели и модификации вариатора для регулировки зажигания под газ зависит от модели двигателя, типа ГБО и характера генерируемого датчиками сигнала. Различают 3 типа вариаторов:

  • совместимые с датчиками, выдающими индуктивный сигнал;
  • работающие совместно с датчиками, генерирующими цифровой сигнал (датчики Холла);
  • совместимые исключительно с трамблёром (для карбюраторных двигателей).

Чтобы не ошибиться, установку и настройку прибора лучше доверить сертифицированному автосервису, имеющему достаточный опыт работы с газовым оборудованием, так как малейшая неточность в подключении разъёмов может привести к поломке. Для конкретных типов ДВС и ГБО вариатор УОЗ имеет свои настройки, проверяемые на испытательных стендах.

Например, вариатор УОЗ Микролуч (Microlouch) украинского производства подбирается по типу датчиков, установленных на коленчатом и распределительном вале, а для его настройки используется программа Hmel в комплекте с интерфейсным кабелем для ГБО 4-го поколения. Программа позволяет выбрать либо постоянный УОЗ (от 00 до 200), либо выстроить график зависимости УОЗ от числа оборотов. Определение оптимального угла опережения производится экспериментальным путём на основе субъективных ощущений при езде. При этом на разных автомобилях получаются разные результаты. Также имеет значение тип трансмиссии – механическая или автоматическая КПП. При езде на средних оборотах оптимальное значение УОЗ обычно находится в пределах 6-9 градусов для пропана и 12-15 градусов для метана.

С приходом на рынок 4-го поколения ГБО инжекторные системы газораспределения стали вытеснять газовое карбюраторное оборудование второго поколения (их доля составляет примерно 70%). Однако это не значит, что для ГБО 2-го поколения вариатор не нужен, т.к. оно уже давно адаптировано к инжекторным моторам.

Производители и цены

Самыми известными брендами вариаторов угла опережения зажигания (ВУОЗ) являются следующие:

  1. Тритон-618 (Россия) – двухканальный прибор, который совместим как с индуктивными, так и с цифровыми датчиками. Адаптирован к машинам многих марок, поскольку допускает перепрошивку электронного блока управления (ЭБУ). Ценовой диапазон: 1900-2200 рублей.
  2. АЕB (Италия) – прибор интегрируется в ГБО автомашин, оснащенных индуктивными датчиками. В зависимости от модели также поддерживает сигнал с одного или двух распредвалов. Ценовой диапазон: 3500-7000 рублей.
  3. STAG (Польша) – имеет несколько модификаций (ТАР-01, ТАР-02, ТАР-03), по функционалу аналогичен АЕВ. Ценовой диапазон: 3000-6700 руб.

Стоимость установки вариатора невелика и составляет в среднем 400-600 рублей. При этом не важно, предназначен ли прибор для ГБО 2-го или 4-го поколения. Однако если речь идёт о ГБО на метане, то цена будет несколько выше за счёт более сложного монтажа.

Заключение

Резюмируя размещённые на различных форумах отзывы и комментарии, можно сделать вывод, что главным достоинством вариатора УОЗ является улучшение тяги и динамики автомобиля. При грамотной настройке разница между бензином и газом почти не заметна даже при трогании с места. Наблюдаются и такие положительные факторы, как сокращение расхода газа (хотя и незначительное) и меньший нагрев двигателя (это можно заметить летом по частоте включения вентилятора охлаждения при стоянии в пробке).

Для ГБО на метане, октановое число которого на 20 пунктов выше, чем у бензина, вариатор просто необходим.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector