4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство ножного тормоза МАЗ-500

Устройство ножного тормоза МАЗ-500

Ножной тормоз является основным и действует непосредственно на четыре колеса автомобиля.

Управление ножным тормозом осуществляется от ножной подвесной педали, шарнирно закрепленной в кронштейне на переднем щите в кабине. Стержень педали вместе с опорной площадкой входит в кабину и уплотняется в наклонной части панели резиновым уплотнителем. Литая часть педали имеет отлитый вместе с опорной бобышкой отросток в виде рычажка, посредством которого педаль связана с вертикальной тягой.

Угловое перемещение педали на оси вызывает такое же перемещение рычажка с шарнирно соединенной с ним вертикальной тягой. Для удобства монтажа тяга сделана составной из двух частей (первой и второй). Вторая тяга также шарнирно связана с рычагом, который сидит на оси, установленной в отверстии кронштейна опрокидывания кабины. Близкое расположение осей рычага и кронштейна опрокидывания кабины способствует тому, что опрокидывание кабины не вызывает изменения положения рычага и связанных с ним тяг.

На этой же оси с другой стороны кронштейна неподвижно закреплен другой рычаг, соединенный с горизонтальной (третьей) тягой управления тормозным краном. На промежуточную ось, установленную в кронштейне, привернутом к продольной балке рамы, надет рычаг с двумя ушками. К внутреннему ушку рычага присоединяется задний конец третьей тяги, а к наружному ушку — передний конец четвертой тяги, непосредственно связанной с рычагом тормозного крана. К последней тяге с помощью планки прикреплен один конец оттяжной пружины, способствующей возврату педали тормоза в начальное положение после снятия нагрузки на педаль. Другой конец этой пружины прикреплен к продольной балке рамы автомобиля.

Все тяги управления тормозным краном соединены между собой шарнирно через резьбовые вилки и пальцы. Наличие резьбовых вилок обеспечивает правильный монтаж и возможность регулировки привода.

Таким образом, перемещение тормозной педали вызывает изменение положения связанных с нею рычагов и тяг, воздействующих на тормозной кран пневматического привода тормозов. При нажатии на тормозную педаль тормозной кран пропускает в тормозные камеры воздух, давление которого пропорционально усилию, приложенному к тормозной педали. Поступающий в тормозные камеры воздух воздействует на рычаги разжимных кулаков колодок колесных тормозов, вызывая торможение колес.

Колесные тормоза — барабанного типа с двумя внутренними разжимными колодками. Устройство тормоза задних колес показано на рис. 93.

Ножной тормоз задних колес МАЗ-500

Рис. 93. Ножной тормоз задних колес:

1 — накладка колодки; 2 —палец крепления стяжной пружины; 3 — масленка; 4 — нижняя тормозная колодка: 5 — труба кронштейна тормозной камеры: 6 — вал разжимного кулака; 7 — стопор ролика колодки; 8—втулка; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — распорная втулка разжимного кулака; 11 — упорный ролик колодки; 12—разжимной кулак; 13 — суппорт; 14 — верхняя тормозная колодка; 15 — стяжная пружина; 16 — маслоотражатель; 17 — стяжная пружина колодка; 18 — ось колодок: 19 — стопорный винт; 20 — опорная шайба; 21 — стопорное кольцо; 22 — грязезащитный щиток; 23 — кронштейн тормозной камеры; 24 — регулировочные прокладки разжимного кулака; 25 — масленка; 26 — регулировочный рычаг; 27 — крышка корпуса рычага; 28 — упорная шайба; 29 — червячное колесо; 30 — червяк: 31 — шарик фиксатора; 32 — пробка фиксатора; 33 — корпус тормозной камеры; 34—регулировочная вилка штока тормозной камеры: 35 — упорный стакан пружины; 36—пружина; 37 — шток тормозной камеры; 38 — хомут; 39 — диафрагма тормозной камеры: 40 — диск штока; 41 — крышка; 42 — трубопровод подачи сжатого воздуха; 43 — тормозной барабан

К внутреннему фланцу ступицы заднего колеса болтами, ввернутыми в отверстия ступицы, крепится тормозной барабан 43. Барабан при этом центрируется по проточке фланца ступицы.

Концентричность расточенной поверхности тормозного барабана оси подшипников ступицы обеспечивается совместной обработкой барабана и ступицы.

Тормозной барабан отлит из специального серого чугуна повышенной прочности, обладающего также необходимыми антифрикционными свойствами. Наружная поверхность тормозного барабана имеет несколько литых ребер, увеличивающих жесткость обода барабана и его общую поверхность, что способствует более интенсивному охлаждению тормозов.

Внутренняя рабочая поверхность барабана после механической обработки раскатывается для получения необходимой чистоты этой поверхности.

К фланцу картера заднего моста надежно прикреплен литой суппорт 13 заднего тормоза.

Суппорт имеет два прилива. К одному из них на болтах привернут кронштейн 23 тормозной камеры, который одновременно является опорой разжимного кулака 12. Другой прилив имеет обработанное отверстие, в которое вставляется и стопорится ось 18 колодок заднего тормоза.

Колодки 4 и 14 колесных тормозов — штампованные сварные.

На цилиндрической поверхности штампованного из стальной полосы обода колодки расположено два ряда прямоугольных отверстий для фиксации положения штампованных ребер, имеющих соответствующие выступы. Ребра привариваются к ободу электродуговой сваркой, что обеспечивает прочное и жесткое соединение.

Обе колодки опираются на одну общую ось 18, установленную в бобышке суппорта заднего тормоза. Для этого с одной стороны каждого ребра сделаны пазы в виде полуокружностей, тщательно обработанных в линию, чтобы обеспечить соосность опорных поверхностей ребер. Обе колодки, опираясь на ось, охватывают ее почти по полной окружности.

С этой же стороны концы колодок притягиваются к оси двумя стяжными пружинами 17, расположенными с внешних сторон ребер. Для ограничения осевого смещения колодки служит шайба 20 и стопорное кольцо 21, которое устанавливается в канавку на конце оси колодок.

На другом конце ребер колодок тоже сделаны пазы в виде полуокружностей, но меньшего диаметра. На эти пазы шейками меньшего диаметра опирается ролик 11. Стальной ступенчатый ролик 1.1 фиксируется на колодке с помощью пружинного стопора, который продевается через овальные отверстия, сделанные в ребрах колодок, а концы его входят в отверстия в обоих торцах ролика. Поверхность ролика для повышения износостойкости подвергается закалке т. в. ч. до твердости НЯС 56—62.

Через ролики 11 колодки опираются на головку разжимного кулака 12. Колодки у разжимного кулака стянуты пружинами 15, концы которых охватывают оси, вставленные в ребра колодок. Наличие стяжных пружин с обоих концов колодок обеспечивает постоянное прижатие их к оси вращения и к головке разжимного кулака. Разжимной кулак представляет собой стержень, с одной стороны которого с помощью горизонтальной высадки сделана головка специального профиля. Стержень кулака имеет две цилиндрические опорные шейки и шлицевой участок. Разжимной кулак опирается на две втулки 8 из перлитного ковкого чугуна, запрессованные в кронштейн тормозной камеры. На шлицевой конец разжимного кулака надевается регулировочный рычаг 26, связанный со штоком 37 тормозной камеры. Осевое положение регулировочного рычага на шлицах разжимного кулака может быть изменено в зависимости от количества прокладок 24, устанавливаемых между торцами рычага и кронштейна.

Читайте так же:
Как сделать болотоход своими руками

Осевому смещению регулировочного рычага препятствует упорная шайба 28 и болт, ввертываемый в торец разжимного кулака. Головка разжимного кулака выполнена по спирали, благодаря чему при его повороте создаются равные перемещения колодок и, следовательно, их накладки 1 будут изнашиваться одинаково. Тормозные накладки изготовлены из асбестовой массы и крепятся к ободу колодки полыми латунными заклепками. К каждой колодке крепится по две тормозные накладки.

При торможении автомобиля перемещение штока 37 тормозной камеры приводит к перемещению регулировочного рычага и вызывает поворот разжимного кулака, головка которого раздвигает концы колодок и прижимает тормозные накладки к тормозному барабану, вызывая его замедление или полную остановку.

Размеры головок разжимных кулаков обеспечивают возможность раздвигания колодок даже при полном износе тормозных накладок.

По мере износа тормозных накладок зазоры между ними и тормозным барабаном увеличиваются. Этот зазор может быть уменьшен изменением положения головки разжимного кулака относительно тормозных колодок с помощью червячной передачи, имеющейся в регулировочном рычаге. Червячное колесо 29 имеет шлицевое отверстие, которым оно соединяется со шлицевой частью разжимного кулака. Червяк 30 регулировочного рычага изготовлен как одно целое с осью, установленной в литом корпусе регулировочного рычага. Червячная передача в корпусе закрыта крышками, стянутыми заклепками.

Выступающая из корпуса часть оси червяка имеет конец квадратного сечения. Положение червяка в корпусе фиксируется шариком 31, поджимаемым пружиной, размещенной в отверстии корпуса. Шарик входит в одну из лунок на поверхности оси червяка, фиксируя его в определенном положении. Вращая ключом квадратную головку оси червяка, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно, разводить тормозные колодки, уменьшая тем самым зазор между ними и барабаном.

Величина расхождения колодок, таким образом, зависит от числа оборотов оси червяка. Чем на большее число оборотов будет повернута ось червяка, тем меньше будет зазор между тормозными накладками и тормозным барабаном. Отсчет оборотов оси червяка можно вести по щелчкам шарикового фиксатора, которые ощущаются при вращении оси червяка.

Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи штампованными щитками 22, имеющими по контуру отгибку, которая входит в канавку на торце обода тормозного барабана, создавая лабиринтное уплотнение.

Со стороны подшипников ступиц колес тормоза защищены сальниковыми уплотнениями.

Для предохранения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков установлены резиновые уплотнительные кольца 9.

Устройство тормоза передних колес принципиально ничем не отличается от конструкции тормозов задних колес. Отличие заключается в уменьшенной ширине тормозных барабанов и тормозных накладок, более коротком разжимном кулаке и штампованном суппорте переднего тормоза, закрепленном на фланце цапфы поворотного кулака.

Как развести колодки на мазе

МАЗ-256. РАБОТА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА

Сжатый воздух из ресивера 7 через перепускной клапан 31 поступает к крану управления стояночным тормозом 11, от которого через двухмагистральный клапан 13 направляется в управляющую магистраль ускорительного клапана 26, в результате чего последний пропускает сжатый воздух напрямую из ресивера 7 в цилиндры энергоаккумуляторов тормозных камер 15.

При затормаживании автобуса стояночным тормозом (рукоятка крана 11 установлена в заднее фиксированное положение), воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана 26 и из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер 15 выходит в атмосферу. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего моста. При аварийном падении давления в контуре привода стояночного тормоза или в контуре привода задних тормозов давление ниже 5,5 bar и последующем однократном приведении в действие стояночного тормоза, растормозить автобус для буксировки возможно только если вывернуть болты 1 (рис. 4.10.3) тормозных камер или устранив причину аварийного падения давления воздуха в указанных контурах и запитав после этого пневмосистему (возможна запитка от внешнего источника).

Кран управления стояночным тормозом имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автобус (запасной системой) с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки крана.

МАЗ-256. Работа привода остановочного тормоза

Остановочный тормоз включается при нажатии на кнопку 3 (см. рис. 2.5), находящуюся на панели приборов, и автоматически, при открытии служебных дверей автобуса и скорости автобуса ниже 5 км/ч.

Воздух через электропневмоклапан 19 (рис. 4.10.4) и клапан ограничения давления 20 подается в двухмагистральный клапан 13, и далее поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана 12, в результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресивера 6 в задние тормозные камеры 15.

ВНИМАНИЕ! Остановочный тормоз действует только при работающем двигателе.

МАЗ-256. Техническое обслуживание тормозной системы

РЕГУЛИРОВКА ХОДА ШТОКОВ ТОРМОЗНЫХ КАМЕР

В отрегулированных тормозах ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38.. .44 мм. При увеличении хода штоков, а также при замене регулировочного рычага, необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер. Разница в ходе штоков тормозных камер на одной оси не должна превышать 5 мм. Регулировка производится следующим образом:

— установить регулировочный рычаг (рис. 4.10.1) на вал разжимного кулака так, чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до отверстия в корпусе рычага было равно 20. 80 мм. Рычаг должен располагаться заглушкой 5 вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червяка 6 — к тормозной камере;

— вращая шестигранный конец вала-червяка 6 против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки што-ка камеры и корпуса рычага, соединить рычаг с вилкой пальцем и зашплинтовать. Вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;

— повернуть поводок вместе с ухом управляющего привода 12 до упора (в сторону вращения рычага при торможении) и закрепить его в этом положении;

— нажать на педаль тормоза до упора, подав в тормозную камеру сжатый воздух при давлении 6 кгс/см2, не менее. При этом ход штока должен находиться в пределах 38.44 мм. Если ход штока тормозной камеры превышает 44 мм, необходимо провести регулировку, поворачивая против часовой стрелки шестигранную головку червяка 6.

Для отвода рычага необходимо вывернуть пробку 8, вывести отверткой подвижную полумуфту 3 из зацепления с зубьями неподвижной полумуфты, и, вращая вал-червяк 6 за регулировочный шестигранник по часовой стрелке, отвести рычаг на нужное расстояние.

Читайте так же:
Как прокачать тормоза на уаз буханка

МАЗ-256. РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДА КРАНА РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ

Расстояние между наиболее удаленной точкой педали тормоза 6 (рис. 4.10.5) и передней панелью (размер «А») должен составлять 242.245 мм. Размер «А» регулировать заворачиванием или отворачиванием упорного болта 2 при «отпущенной» контргайке. После регулировки застопорить упорный болт контргайкой.

Свободный ход педали тормоза должен составлять 3.4 мм. Свободный ход педали регулировать при снятой оттяжной пружине 5 изменением длины толкателя 4 при отпущенной контргайке 3. После регулировки застопорить толкатель контргайкой 3.

Рисунок 4.10.5 — Привод тормозного крана:
1 — тормозной кран; 2 — упорный болт; 3 — контргайка; 4 — толкатель; 5 — оттяжная пружина; 6 — педаль тормоза

МАЗ-256. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК

Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через люки в щитах тормоза 8 (см. рис. 4.3.1). При износе накладки до лимитирующего буртика накладки (высота буртика 5 мм), или при остаточной толщине материала накладки менее 1 мм до шляпок заклепок, их необходимо заменить.

Для замены изношенных накладок необходимо:

— снять колесо, вывернуть болты крепления тормозного барабана 1;

— ввернуть два демонтажных болта (резьба М16) в демонтажные резьбовые отверстия тормозного барабана и равномерным ввертыванием болтов демонтировать барабан;

— снять стяжные пружины 23;

— вывернуть болт и снять стопорную пластину осей колодок;

— выбить оси колодок в сторону щита тормоза и снять колодки;

— заменить изношенные накладки новыми, и произвести установку колодок в порядке, обратном снятию.

После приклепывания накладок для ускорения приработки производится их проточка в соответствии с инструкцией.

При установке тормозных колодок оси 6 смазать смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-75.

МАЗ-256. УХОД ЗА ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗНЫМ ПРИВОДОМ

При обслуживании пневматического привода тормозов необходимо, прежде всего, следить за герметичностью системы в целом, а также ее отдельных элементов. Особое ВНИМАНИЕ обратить на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов и на места присоединения шлангов, т.к. здесь чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки определяются на слух, а места слабой утечки — при помощи мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Утечка устраняется подтяжкой соединительных гаек со следующим моментом:

— для трубопроводов диаметром 6 мм — 10.12 Н-м;

— для трубопроводов диаметром 8 мм — 12.16 Н-м;

— для трубопроводов диаметром 10 мм — 16.22 Н-м;

— для трубопроводов диаметром 12 мм — 22.28 Н-м;

— для трубопроводов диаметром 16 мм — 32.40 Н-м.

Во избежание поломки присоединительных бобышек на тормозных аппаратах момент затяжки штуцеров, пробок, гаек и другой арматуры не должен превышать 30.50 Н-м (3.5 кгс-м).

При замене трубопроводов ниппель должен быть вставлен во внутреннюю полость трубопровода до упора. При обжатии зажимной муфты на трубопроводе торец ниппеля должен быть прижат к упорному буртику арматуры. Зажимную муфту обжать затягиванием стяжной гайки моментом, соответствующем диаметру трубопровода (см. выше).

Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе, равном 0,8 МПа (8 кгс/см2).

Падение давления в ресиверах не должно превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) от номинального в течение 30 мин при свободном положении органов управления и в течение 15 мин — при включенном.

Внимание! При недостаточной герметичности пневмосистемы увеличивается продолжительность работы компрессора в режиме наполнения, что оказывает неблагоприятное воздействие на процесс осушения воздуха. Возникшую утечку необходимо устранить немедленно.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода необходимо периодически проверять наличие конденсата в ресиверах. Проверка проводится на клапанах контрольного вывода блока диагностики.

Внимание! наличие конденсата указывает на выход из строя осушающего элемента осушителя воздуха. В этом случае необходимо немедленно заменить осушающий элемент осушителя воздуха!

Для замены осушающего элемента необходимо:

— очистить поверхность осушителя воздуха от пыли и грязи;

— обеспечить отсутствие давления сжатого воздуха в осушителе воздуха. Это требование можно обеспечить ослаблением резьбового соединения на подводе «1» или остановкой двигателя сразу после срабатывания регулятора давления (из глушителей шума осушителя воздуха и влагомаслоотделителя выходит воздух). Дождаться пока из глушителей полностью выйдет сжатый воздух;

— отвернуть осушающий элемент, поворачивая его против часовой стрелки (можно использовать специальный ключ);

— очистить поверхность корпуса, прилегающую к осушающему элементу и исключить попадание загрязнений во внутренние полости;

— смазать тонким слоем моторного масла уплотнение нового осушающего элемента и завернуть его усилием руки (момент затяжки около 15 Н-м);

— проверить работоспособность и герметичность осушителя воздуха.

Долговечность осушающего элемента зависит от погодных условий (влажность

воздуха), расхода компрессором масла (не более 1,5 г/ч) и герметичности пневмосистемы. Осушающий элемент должен заменяться перед началом каждого зимнего сезона эксплуатации автобуса.

Если срок эксплуатации осушающего элемента превышает указанные нормы и на контрольных клапанах ресиверов блока диагностики не наблюдается конденсата, то в виде исключения допускается дальнейшая эксплуатация автобуса. При этом необходимо ежедневно (в конце смены) проверять наличие конденсата на контрольных клапанах ресиверов и блока диагностики. При обнаружении конденсата осушающий элемент подлежит немедленной замене.

На автобусах устанавливается влагомаслоотделитель с устройством автоматического удаления конденсата, которое управляется осушителем воздуха.

Разгрузочное устройство 4 (рис. 4.10.6) влагомаслоотделителя работоспособно, если оно открывается («чихает») одновременно с разгрузочным устройством осушителя воздуха и остается открытым до тех пор, пока открыто разгрузочное устройство осушителя воздуха. Работоспособность разгрузочного устройства влагомаслоотделителя необходимо проверять при проведении ТО-1.

Если разгрузочное устройство влагомаслоотделителя не срабатывает, или происходит утечка воздуха на атмосферном выходе III или на выводе IV в режиме нагнетания воздуха в пневмосистему, то необходимо проверить состояние и, при необходимости, заменить уплотнительное кольцо 2 (100-3512025) или уплотнительное кольцо 3 (100-3512033). При установке кольцо смазать смазкой ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 или смазкой ЖТ-72 ТУ 38.101.345-77.

В зимнее время, во избежание обмерзания глушителя шума 5, перед постановкой автобуса на длительную стоянку добиться срабатывания регулятора давления и сброса конденсата из влагомаслоотделителя и осушителя воздуха.

Не является неисправностью неодновременное наполнение воздушных ресиверов отдельных контуров. Работоспособность регулятора давления осушителя воздуха определяется по величине регулируемого давления, равного 0,8 ± 0,02 МПа (8 кгс/см2), и наличию срабатывания регулятора — автоматическому сбросу конденсата (периодическому «чиханию»).

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на мтз 80

Обслуживание тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке их герметичности, а также в подтяжке гаек крепления тормозных камер к кронштейну.

Для проверки стояночного тормоза на герметичность растормозить стояночный тормоз автобуса. При этом цилиндры наполнятся сжатым воздухом. Затем опреде-

лить на слух утечку. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В этом случае заменить тормозные камеры с энергоаккумуляторами.

Внимание! Запрещается самостоятельная разборка тормозных камер с энергоаккумуляторами!

Пневматический привод тормозов автобуса скомплектован из пневматических приборов, которые не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке (за исключением особо оговоренных в настоящем разделе). В случае их неисправности разборка и устранение дефектов могут производиться только в мастерских квалифицированными специалистами.

Рисунок 4.10.6- Влагомаслоотделитель с разгрузочным устройством:
1 — влагомаслоотделитель; 2 — уплотнительное О — образное кольцо (16х3,5); 3 — уплотнительное кольцо; 4 — разгрузочное устройство; 5 — глушитель шума.
I — подвод воздуха; II — отвод воздуха; III — атмосферный выход; IV — управление

тормоза МАЗ 5440

Всем привет!Подскажите пожалуйста, как правильно подвезти тормоза на тягаче МАЗ 5440?Честно за всё время работ, на автомобилях, этим не приходилось заниматься.

Комментарии 24

Всем привет.Сегодня подводил колодки.На трещётках никаких стопоров нет.Один болт на 12 и всё.передок подвёл без проблем, а вот зад, проблемка.подвести то подвёл, а вот ослабить не могу.Завтра буду снимать трещётку.

Просто так её не снимешь, она упирается в колокол чулка редуктора моста! Сам вал нужно притапливать в сторону барабана, а это нужно барабан снимать.

На трещётке с обратной стороны от подводочного болта крышка, под ключ как от болгарки, её откручиваешь и вынимаешь коронку с пружиной и крути подводку куда хочешь, потом всё собираешь обратно!

Наверняка, можно и не снимая трещётки это всё сделать?!

Да снимать не надо, открутить крышку заглушку на трещётке (она над таотницей), ключ придётся изготовить, под крышкой пружина и коронка, коронку потянуть на себя или вынуть совсем, разводочный болт разблокируется, можно крутить в любую сторону.

Спасибо!А не подскажешь, чем лучше промазать их.Там давно никто ничего не мазал.

Смазка не принципиально какая, мы всё синькой шприцуем DELO Grease EP- NLGI 2 "Chevron", важнее как часто это делать! По суху раз в месяц, по мокрой чаще.

Да снимать не надо, открутить крышку заглушку на трещётке (она над таотницей), ключ придётся изготовить, под крышкой пружина и коронка, коронку потянуть на себя или вынуть совсем, разводочный болт разблокируется, можно крутить в любую сторону.

Так я и не смог открутить эту"свинку, , до меня там кто то хорошо поработал зубилом и заклинил её.а пока, снял палец с энергача, колесо вращается спокойно.поехал в Кокшетау, по приезду займусь.правда доехал до границы, так, похоже колодка отвалилась, перед право.беда не приходит одна ((

Зубилом кернит завод и при первой разборке всё отворачивается, если уже разбирали кернят так, что не открутить потом, мы после привариваем гайку к крышке и откручиваем легко всегда!

Вот, буду приваривать.

Ясно. Я был невнимателен.

Да мне не показалось, что это Зубрёнок))) Что я чайник что ли?)) 17.5" уж колёса то от 22.5" отличаю)) Я про Зубрёнок просто вспомнил.А на новейших всё от Мерседеса стоит. Это я в курсе.Странно, что тормоза от чего то другого. Ну это тоже как уточнение) …что такое вабко, я в курсе))

Я извиняюсь, а разве на картинке не новый МАЗ? Туда разве не поставили WABCO? Был же МАЗ-MAN. Даже Зубрёнок стоит на мановской раме( ну это так к слову) Или в этом всё снова совковское запихнули?

Не пневмосистема там Вабко, а вот трещетки наши с само подводом! но обычно если их не разрабатывать то они киснут и они не работает! Я ставил мановские от Командора, подходят и цена такая же как за мазовские! И обычные туда не встают старого образца, шлиц не тот! Короче попробуй их подвести!

Ну ет точно. Мазать чащё и раскачивать

Не пневмосистема там Вабко, а вот трещетки наши с само подводом! но обычно если их не разрабатывать то они киснут и они не работает! Я ставил мановские от Командора, подходят и цена такая же как за мазовские! И обычные туда не встают старого образца, шлиц не тот! Короче попробуй их подвести!

Конечно, ща ворота сделают и буду подводить.

У самого просто "кубик", 54329. А когда то мечтал 5440 купить.
Удачи!

Видать ты на иномарках всегда работал!

да не, после армии на совках ездил МАЗах.да ремонтировать не приходилось.

Есть один ньюанс ! Я не могу точно тебе сказать в какую сторону крутить, но … когда заворачиваеш, или выкручиваеш сам регулировочный болт, обрати внимание на то, куда в этот момент прокручивается сам вал разжимного кулака. И если начинает вылазить из камеры шток, то крутить надо в другую сторону. Что нибудь понял?

Есть один ньюанс ! Я не могу точно тебе сказать в какую сторону крутить, но … когда заворачиваеш, или выкручиваеш сам регулировочный болт, обрати внимание на то, куда в этот момент прокручивается сам вал разжимного кулака. И если начинает вылазить из камеры шток, то крутить надо в другую сторону. Что нибудь понял?

всё просто. по часовой затягиваеш. против часовой отпускаеш)

Ну на этих должны трещётки с самоподводкой быть. Там на трещётке штырь. Он в паз входит. За счет наклона трещётки при торможении, штырёк сам подводит колодки. А стандартная трещётка, старого образца со стопором, который крепится болтом под ключ на 12. Надо ослабить болт и опустить стопор.Под стопором болт на 17. вот им и подводить надо. Я стараюсь на домкрате это делать. Но когда лень, затягиваю до упора, а потом ослабляю зад на 3 щелчка, а перед на 4.
Если будеш на домкрате заморачиваться, то поддомкрачиваеш сторону, ослабляеш стопор и проворачиваеш колесо потихоньку и поджимаеш этот самый болт на 17, до появления лёгкого поскрёбывания. Зашелестело, чуть ослабь и законтривай.
Надеюсь не надо тебе рассказывать, что заднюю ось когда регулируеш, надо воздух до отсечки накачать и снять с ручника. Не забудь противооткаты подставить.

Читайте так же:
Где находится номер рамы камаз 65115

Как работают механизмы тормозов МАЗа

На автомобилях, оборудованных АБС, в тормозных колодках заднего моста (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия или замены тормозных колодок без разборки колесной передачи.

Рычаг регулировочный тормозов (трещотка) маза

На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг (рис. 1) червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.

Вращая ключом червяк 3 за шестигранную головку оси, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно, и развести тормозные колодки, уменьшив тем самым зазор между ними и барабаном.

Для поворота оси должна быть освобождена и сдвинута вверх пластина 7.

На автомобилях может быть установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором (рис. 2).

Автоматический регулировочный рычаг тормозов

Для предотвращения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков передних и задних тормозов установлены резиновые уплотнительные кольца.

Тормозные камеры — диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.

Тормозная камера автомобиля МАЗ

Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 3) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер (подвод 11).

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 6 через подвод 12, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором

На автомобиле возможна установка диафрагменных тормозных камер с пружинным энергоаккумулятором и быстрорастормаживающим устройством (см. рис. 4).

Быстрорастормаживаюшее устройство (БРУ) представляет собой подпружиненную фиксирующую втулку 9, обеспечивающую через шарики 8 соединение диафрагмы 5 со штоком 4 знергоаккумулятора.

Растормаживание камеры производится следующим образом: снимите крышку, вставьте толкатель 12 (находится в ящике ЗИП) до упора в фиксирующую втулку 9 и нажмите или слегка ударьте молотком. При этом втулка 9 перемещается, шарики 8 выходят из канавки на штоке

4, диафрагма 5 под воздействием пружины 11 перемещается до упора в корпус, пружина 1 перемещает шток 4, растормаживая колесный тормозной механизм.

механизмы тормозов МАЗ

При подаче сжатого воздуха в полость «А» шарики 8 попадают в канавку штока 4 и фиксируются втулкой 9, при этом энергоаккумулятор блокируется.

Категорически запрещается самостоятельная разборка пружинных энергоаккумуляторов!

Тормозной механизм основной стояночной тормозной системы автомобилей МАЗ-631705, 631708, 642505, 642508, 533605 барабанный (рис. 5), колодочный двойного серводействия с рычажным разжимом колодок и механизмом регулировки зазора.

Он крепится к картеру раздаточной коробки, тормозной барабан крепится к фланцу выходного вала раздаточной коробки.

Привод стояночного тормоза МАЗа

Действие тормоза заключается в следующем. При торможении усилие от приводного троса передается на приводной рычаг 9, который через промежуточный рычаг 17 и серьгу 8 воздействует на рычаг 7 колодок.

При вращении барабана против часовой стрелки приводное усилие от рычага колодок через штангу 3 передается к левой колодке 22 и прижимает ее к тормозному барабану.

При этом колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на правую колодку 16, и прижимает ее к барабану.

При вращении тормозного барабана по часовой стрелке рычаг 7 колодок, опираясь на штангу 3, передает приводное усилие к правой колодке 16 и прижимает ее к барабану.

Колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на левую колодку 22, и прижимает ее к барабану.

Рычаг управления стояночным тормозом автомобиля МАЗ

Схема привода показана на рис. 6, конструкция рычага управления показана на рис. 7.

Механизм вспомогательной тормозной системы

Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 8) дроссельного типа с заслонками, установленной в выпускном трубопроводе двигателя перед глушителем.

Механизм состоит из корпуса и заслонок 2, закрепленных на оси 3.

На оси заслонок закреплен также поворотный рычаг 4, соединенный со штоком пневмоцилиндра привода.

Рычаг 4 и связанные с ним заслонки 2 имеют два фиксированных положения.

При выключении вспомогательного тормоза заслонка устанавливается вдоль потока отработавших газов, а при включении — перпендикулярно потоку газов, создавал противодавление на выпуске.

Одновременно отключается подача топлива с помощью пневмоцилиндра, связанного со скобой останова двигателя.

Пневмоцилиндр привода моторного тормоза

Пневмоцилиндр (рис. 9) предназначен для управления заслонками механизма вспомогательной тормозной системы.

При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух поступает в надпоршневое пространство и, преодолевал сопротивление возвратных пружин, перемещает поршень и шток 8, который связан с рычагом управления заслонками механизма.

В исходное положение поршень возвращается под действием возвратной пружины.

Регулировка тормозных механизмов

Привод тормозного крана

В приводе тормозного крана (рис. 10) угол 45°+2° регулируется болтом 2. После регулировки гайку 3 затяните моментом 11,8—15,7 Нм. Свободный ход педали должен быть 17—27 мм.

Регулировка производится изменением длины штока 4. После регулировки гайку 5 затяните моментом 23,5—35,3 Нм.

При установке регулировочного рычага (рис. 1) ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 25—40 мм. При увеличении хода штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 8 мм.

Регулировку тормозных механизмов производите в таком порядке:

— поднимите домкратом колесо;

— ослабьте болт 6 и сдвиньте вверх стопорную пластину 7 регулировочного рычага разжимного кулака; — вращая червяк 3 (при этом шток тормозной камеры не должен перемещаться из камеры), разведите тормозные колодки до прилегания их к рабочей поверхности барабана;

— поверните червяк в обратную сторону примерно на 1/3—1/2 оборота, застопорите ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и закрепив ее болтом;

— проверьте соответствие величины хода штока допустимым пределам;

Читайте так же:
Как самому сделать прицеп к легковому автомобилю

— проверьте отсутствие задевания барабана за колодки в расторможенном положении.

Проверку хода штоков тормозных камер производите при давления воздуха в контурах пневмосистемы 0,56±0,04 МПа (5,6±0,4кгс/см 2 ). Рычаг регулятора тормозных сил при замерах должен быть повернут вверх на максимально допустимый конструкцией угол.

При установке регулировочного рычага (рис. 2) ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38.. .44 мм. Регулировка хода штоков в процессе эксплуатации не производится.

После замены накладок, а также при замене регулировочного рычага или тормозной камеры необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер.

— установить регулировочный рычаг на вал разжимного кулака так, чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до рычага было 20—80 мм.

При этом рычаг должен располагаться заглушкой вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червяка к тормозной камере (при замене на заднем мосту тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами должны быть расторможены);

— вращая шестигранный конец вала-червяка против часовой стрелки, при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода, совместить отверстия вилки штока камеры и рычага и соединить рычаг с вилкой пальцем.

При этом вал разжимного кулака должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;

— повернуть поводок рычага до упора (в сторону вращения рычага при торможении) и закрепить в этом положении фиксатор;

— отрегулировать ход штока тормозной камеры, последовательно нажимая на педаль тормоза до упора при давления сжатого воздуха в системе 600 кПа (6 кгс/см 2 ) не менее, до установления постоянной величины хода штока в пределах 38—44 мм.

Уход за регулировочным рычагом (рис. 2) заключается в периодической его смазке через пресс-масленку 18 до выхода смазки из предохранительного клапана 19.

В процессе эксплуатации периодически контролировать работу рычагов, замеряя ход штока камеры. Разность ходов штоков не должна превышать 5 мм. В случае обнаружения увеличенного кода проверить правильность установки рычага или выяснить причину нарушения работоспособности и устранить ее, для чего произвести разборку рычага с очисткой и промывкой деталей.

Разборка производится в следующем порядке:

— вывернуть заглушку 6, предварительно расстопорив ее;

— вынуть пружину 5 с полумуфтой 3;

— снять крышку 12 с поводком 13 и управляющим кольцом 14 в сборе и прокладкой 17, толкатель 2;

— вынуть червяк 7 с полумуфтой 4 в сборе;

— вынуть шестерню 15.

Сборка рычага производится в обратной последовательности. Заглушку 6 завернуть до упора моментом 2—3 Нм (0,2—0,3 кгс-м) и отвернуть на 15-20°, предварительно смазав резьбу герметиком.

Заглушку застопорить оттяжкой буртика в паз корпуса. Смазать рычаг через пресс-масленку 18 до выхода смазки из клапана 19.

Регулировка стояночного тормоза

По мере износа тормозных колодок стояночного тормоза необходимо выполнять регулировку зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Для этого необходимо:

— вывесить колеса среднего моста (либо одно из колес);

— установить рычаг 1 (см. рис. 6) в положение «отторможено», при этом рейка рычага 5 (см. рис. 5) должна находиться в переднем крайнем положении (сигнальная лампочка стояночного тормоза должна погаснуть);

— снять оттяжную пружину 9 (см. рис. 3), отвернуть гайку 5, свернуть муфту 4 с тяги 6;

— снять резиновую заглушку 14 (см. рис. 5) с суппорта 11. При помощи отвертки, цепляя зуб за зуб гайки-звездочки 21, движениями снизу вверх, завернуть гайку-звездочку так, чтобы барабан не проворачивался от усилия рук;

— отвернуть гайку-звездочку в обратном направлении настолько, чтобы тормозной барабан свободно вращался, не задевая колодки тормоза (свободное вращение барабана проверять после нажатия рукой на рычаг 9 в сторону кронштейна 1 и возврата его в исходное положение);

— установить на место заглушку 14;

— повернуть рычаг 9 (см. рис. 5) в сторону кронштейна 1, довести рычаг разжима колодок 7 до упора в штангу 3, не разжимая при этом колодок;

— навернуть муфту 4 (см. рис. 6) на тягу 6, обеспечив натяжение каната 3;

— законтрить гайку 5;

— установить оттяжную пружину 9;

— снять автомобиль с домкрата.

После регулировки при максимальном ходе рейки 5 (см. рис. 7) рычага 1 (см. рис. 6) ход рычага 9 (см. рис. 5) не должен превышать 40 мм, а тормозной барабан в отторможенном состоянии не должен задевать за колодки тормоза.

Если накладки тормозных колодок износились так, что вышеуказанной регулировкой не достигается эффективности стояночного тормоза, необходимо снять рычаг 9 (см. рис. 5) с валика 18, предварительно сняв стопорное кольцо, переставить рычаг 9 на шлицах в направлении от кронштейна 1, установить стопорное кольцо и произвести регулировку стояночного тормоза.

Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через люки в щитах.

Для замены изношенных колодок поднимите домкратом колесо, снимите шину и, отвернув гайки, снимите диск с болтов 16.

Затем вверните два демонтажных болта М16 длиной 40. 60 мм в демонтажные резьбовые отверстия барабана 10 и равномерным вворачиванием болтов снимите барабан.

После этого снимите стяжные пружины, отверните болты 8 и, отведя колодки 15 от разжимного кулака 14, снимите их с осей 12.

Заменив изношенные накладки новыми, установите колодки на место в обратном порядке. При установке колодок смажьте оси 12 смазкой Литол-24.

Для облегчения снятия тормозного барабана, а также при замене автоматического регулировочного рычага, для увеличения зазора между колодками и барабаном допускается вывернуть пробку с резьбой 1/8” из корпуса рычага, тонкой отверткой вывести из зацепления храпового соединения подвижную полумуфту 4 (рис. 2) и повернуть ось червяка 7 за шестигранник по часовой стрелке на несколько оборотов, после чего установить пробку на место.

После установки тормозного барабана необходимо отрегулировать ход штока тормозной камеры, как описано выше

При замене только накладок колодки в сборе с накладками должны быть обработаны попарно по наружному диаметру до номинального размера, если барабан не растачивался под ремонтный размер.

Если барабан растачивался под ремонтный размер, то колодки должны быть обработаны под такой же номер ремонтного размера.

Запрещается установка на одной оси и в тормозном механизме тормозных колодок с накладками, имеющих разный шифр (обозначение) на боковой поверхности накладок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector