2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины повышенного расхода масла в двигателе

Причины повышенного расхода масла в двигателе

Расход смазки в ДВС — это нормальное явление для любого двигателя, даже новый «съедает» от 1000 мл жидкости и выше каждые 10 тыс. километров. Но если Вы в своем авто периодически сталкиваетесь с низким уровнем масла и его доливкой, то это означает, что часть смазочных материалов сгорает в двигателе или вытекает из него. В этой статье мы объясним, как определить причину расхода смазки и расскажем о том, как решить проблему.

Повышенный расход масла — это сколько?

Обобщенное понятие нормы расхода — за эксплуатационный срок смазки ее уровень в картере должен опуститься с верхней отметки щупа до нижней. Точные значения зависят от мотора: его изношенности, режима работы, качества используемой смазки; наличия турбины и ее состояния и т.д. В среднем ДВС за 10 тыс. километров пути в нормальном режиме работы «съедают» от 1000 до 3000 мл масла. Расход свыше 3000 мл на 10 тыс. км указывает на проблемы в ДВС.

Причины большого расхода масла

Высокий расход смазки означает, что при работе мотора возникают проблемы. Возможны причины:

  • Износ уплотнителей. Сальники, прокладки, маслосъемные колпачки изнашиваются из-за низкого качества резины, перегрева смазочных материалов, неправильной установки при ремонте, чересчур низких температур при простое, резкого перепада температур в непростом климате России или сильного химического воздействия, вызванного слишком активными присадками в смазочных материалах низкого качества.
  • Проблемы с маслосъемными кольцами. Если маслосъемное кольцо неплотно прилегает к поршню, имеет плохой ход, закоксовалось или даже разлетелось от нагрузок на несколько частей, то смазка перестает сниматься с подвижных частей и сгорает.

    НА ЗАМЕТКУ!

    Основная причина закоксовывания маслосъемных колец — это использование неоригинального или низкокачественного масла (о последствиях такого выбора Вы можете больше узнать здесь) и его нерегулярная замена. Нужно систематически менять смазку и покупать ее только в проверенных магазинах.

    no photo

    no photo

    no photo

    Как определить причину увеличенного расхода масла в двигателе?

    ПроблемаЧто происходит в ДВС?Как определить проблему?Как исправить проблему?
    Некачественная смазка.Детали ДВС загрязняются, быстро изнашиваются, снижается компрессия и эффективность сгорания топлива, образовывается нагар, смазка сгорает.На крышке заливной горловины образуется нагар, залитое масло быстро темнеет, если его вязкость не соответствует указанной на упаковке, как результат — снижается эффективность двигателя.Заменить масло на оригинальную качественную смазку, купленную в проверенном магазине.
    Износ цилиндро-поршневой группы.Движение маслосъемных колец нарушено, смазка не снимается и сгорает, образовывая нагар.Сизый дым при повышении нагрузки на двигатель, ухудшение мощности и приемистости ДВС, повышенный расход топлива.Промыть мотор, если не поможет — перебрать двигатель.
    Изношенные маслосъемные колпачки.Смазка протекает, давление газов увеличено, есть риск прогара клапанов.Сизый дым на перегазовках.Заменить изношенные резиновые детали.
    Неисправная система вентиляции картера.Смазочные материалы сгорают в больших количествах, на маслоотбойниках образовывается нагар, детали трения быстро изнашиваются, повышается давление паров масла, снижается эффективность двигателя.Нагар на крышке заливной горловины, быстрое помутнение недавно залитого масла.Промыть систему вентиляции.
    Износ резиновых деталей.Сальники износились из-за механического (давление паров) или химического (присадки) воздействия, смазочные материалы вытекают через трещины.Подтеки масла на деталях машины.Заменить изношенные резиновые детали.
    Попадание масла в систему охлаждения.Нарушается герметичность теплообменника, антифриз попадает в масло, появляется эмульсия, ухудшается теплообмен, случаются гидравлические удары.Замасливание антифриза, помутнение или значительное изменение цвета масла, эмульсия.Перебрать двигатель.

    НА ЗАМЕТКУ!

    Одна из основных причин нарушения работы ДВС — это использование некачественного или поддельного моторного масла. Внимательно выбирайте оригинальную смазку для своего автомобиля — берите только у поставщиков, которым доверяете. Больше об этом можете узнать, прочитав нашу статью.

    Решите причину повышенного расхода смазки, выбирая качественное моторное масло

    В каталоге нашего интернет-магазина «Лига-М» Вы можете купить моторное масло от известных марок. Мы предлагаем оригинальные проверенные смазочные материалы для двигателя от официальных поставщиков с доставкой по Москве и России. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами или закажите обратный звонок.

    Какой расход масла в двигателе считается нормальным?

    Опубликовано: 2021-03-24 3165

    Какой расход масла в двигателе считается нормальным?

    Масло в двигателе – важная технологическая жидкость, которая обеспечивает эффективное и бесперебойное его функционирование. По ряду причин происходит его убыль. Причем эта величина может свидетельствовать об общем состоянии силового агрегата. Именно поэтому многих автовладельцев волнует вопрос, какой нормальный расход масла в двигателе, и можно ли его снизить?

    Содержание

    Естественное увеличение

    Опытные автовладельцы знают, что современные двигатели потребляют масла больше, чем агрегаты более ранних годов выпуска. Объяснений этому несколько. Прежде всего причины кроются в возросших нагрузках на детали при практически неизменном запасе прочности. Увеличенная степень сжатия и рост эффективного давления в цилиндрах способствуют облегчению прорыва газов через поршневые кольца в вентиляцию картера, а далее – в камеру сгорания. Не стоит также забывать о внедрении наддува. Даже у нового турбокомпрессора газодинамические уплотнения негерметичны. Именно поэтому небольшой объем смазывающей жидкости будет попадать в компрессорную часть и цилиндры. Причем по мере износа масложор будет постоянно возрастать. Учитывая приведенные выше факты, становится понятным декларируемое некоторыми автопроизводителями потребление смазывающих составов в литр на каждую тысячу километров.

    Другие факторы, влияющие на расход

    Декларируемые показатели потребления смазывающей жидкости относятся к оптимальным условиям эксплуатации. Увеличение расхода моторного масла может быть вызвано его избыточным уровнем в системе, повышенными нагрузками либо неблагоприятными внешними условиями, а также комплексом факторов. Независимо от причин превышение нормы должно насторожить владельца машины. Расход смазывающей жидкости следует периодически отслеживать и своевременно восполнять. В противном случае велика вероятность появления серьезных неисправностей, что приведет к дорогостоящему ремонту. К основным факторам, влияющим на потребление масла двигателем, относят:

    • Общее состояние мотора. К этому показателю относят год выпуска и степень износа ДВС, мощность двигателя, рабочий объем цилиндров и климатические условия его эксплуатации. Также значение имеют интенсивность использования автомобиля, манера езды и соблюдение графика прохождения технических обслуживаний.
    • Качественные и технические показатели состава.
    • Тип конструкции мотора. Этот фактор должен учитывать особенности используемого для работы топлива, а также способ его подачи.
    • Состояние фильтра. В случае эксплуатации машины с поврежденным или забитым фильтрующим элементом потребление смазывающей жидкости однозначно будет увеличенным.

    Какой расход масла считается допустимым

    При поиске ответа на вопрос, какой расход масла в двигателе считается нормальным, важно учитывать возраст автомобиля и тип силового агрегата.

    Возраст машины

    Практика показывает, что в новой машине или после замены поршневых колец смазывающая жидкость может потребляться достаточно интенсивно – до 1 литра на 1 000 км. Это связано с процессами притирки деталей. Такие объемы допускаются до пробега в 5 000 километров. При показателях на одометре до 150 тыс. км усредненное потребление смазывающей жидкости составляет 0,25–0,55 л. Значения при разных условиях эксплуатации приведены в таблице.

    22 причины расхода и потерь моторного масла в двигателе

    Расход масла, потери моторного масла в двигателе

    Любого автомобилиста беспокоит повышенный расход масла. Особенно, когда это происходит на "свежесделанном" моторе. Инженеры компании Kolbenschmidt назвали 22 причины, по которым это может происходить.

    1. Слишком большой зазор подшипника в турбонагнетателе

    В случае износа подшипников скольжения турбонагнетателя точная герметизация уплотнений большого колеса турбонагнетателя невозможна из-за большого зазора. Моторное масло всасывается и сгорает в камере сгорания.
    Подшипники турбонагнентателя при эксплуатации подвергаются высоким нагрузкам. Износ возникает, как правило, в результате большого пробега двигателя, загрязненного или неправильно подобранного моторного масла или недостаточной смазки.

    2. Забитая обратная линия масла на турбонагнетателе.

    Если температура обратной масляной линии от турбонагнетателяк блоку двигателя слишком высока, то происходит нагарообразование масла в линии. Причиной такого перегрева может быть качество масла или недостаточное общее охлаждение двигателя. Нагарообразование препятствует стоку масла к маслянному картеру. В результате создается высокое давление масла, что приводит к утечкам масла на подшипниках рабочего колеса турбонагнетателя. Попавшее в систему впуска масло всасывается вместе с выпускаемым воздухом в камеру сгорания и сжигается.
    Причиной перегрева чвасто являются неправильно проложенные масляные линии, проходящие, например, слишком близо к выпускному коллектору, неизолированные линии или неправильно установленные изолирующие листы.

    3. Износ ТНВД.

    В 24 % всех случаев причиной повышенного расхода масла является износ рядных топливных насосов высокого давления (ТНВД).
    Смазка движущихся деталей рядного ТНВД осуществляется, как правило, через масляный контур двигателя. В случае износа элементов ТНВД при движении поршней насоса вниз моторное масло проникает в рабочие пространства элементов насоса. Здесь моторное масло перемешивается с дизтопливом, вместе с ним впрыскивается в камеру сгорания и там сгорает.
    При проведении работ по ремонту дизельных двигателей с рядными ТНВД, проводимых из-за повышенного расхода масла всегда рекомендуется подвергнуть контролю также и рядный ТНВД. Эти работы проводятся, как правило в демонтированном состоянии на испытательном стенде.

    4. Загрязненность всасываемого воздуха.

    Всасываемый воздух проходит долгий путь к камере сгорния. Н этом пути расположено большое количество точек соединения, имеющих уплотнения или резиновые шланги. Если они становятся пористыми или негерметичными, то через эти точки всасывается нефильтрованный загрязненный воздух, который попадает в камеру сгорания. То же происходит при недостаточной фильтрации впускаемого воздуха из-за отсутствующих, дефектных или неподходящих воздушных фиьтров.
    Попадающие в цилиндр загрязнения вызывают смешанное трение и, как следствие, повышенный износ на рабочей поверхности цилиндра, поршнях и поршневых кольцах. Результатом является повышенный расход масла.

    5. Износ уплотнения стержня клапана (сальники клапанов) и направляющих втулок.

    Задачей уплотнения стержня клапана является предотвращение попадания масла в зону направляющей клапана. Если зазор между направляющей стержня клапана и стержнем клапана слишком большой или уплотнение стержня клапана было повреждено при монтаже, то в этом месте будет вытекать масло, попадая при этом в камеру сгорания.
    При каждом ремонте необходимо заменять уаплотнения, потому что после длительной эксплуатации резиновый уплотнитель изнашивается или теряет свою эластичность.

    6. Ошибка сборки головки цилиндров.

    Неправильный монтаж головки блока цилиндров может вызвать перекос элементов, в результате которого в зоне камеры сгорания могут возникнуть негерметичные места на пути к масляному контуру. Тогда на уплотнении головки цилиндров масло без того, что видны потери, попадает через каналы подачи масла в камеру сгорания.
    С целью предотвращения перекоса необходимо соблюдать последовательность, моменты затяжки и затяжку болтов под углом.

    7. Избыточное давление в картере.

    Во всех двигателях наблюдается прорыв газов. Это газы сгорания, попадающие в результате высокого давления сгорания мимо поршневых колец в картер двигателя.
    Если в результате износа поршней, колец и клапанов прорыв газов выше обычного, то вкартере двигателя может возникнуть настолько высокое давление, что масло во всем двигателе проталкивается, через уплотнения. Наглядным примером являются уплотнения стержней клапанов, которые при высоком избыточном давлении испытывают намного большую нагрузку. Вследствие этого в систему впуска или выпуска вдоль направляющей клапана продавливается еще больше масла.
    В исправных двигателях повышение давления в картере может возникнуть из-за дефекта клапана выпуска воздуха из картера.
    С большим количеством прорывающихся газов может уходить и масляный туман. Из-за большого прорыва газов все больше и больше масляного тумана транспортируется к системе впуска, через которую масло попадает в камеру сгорания.

    8. Слишком высокий уровень масла.

    Масляный туман образуется в результате вращения коленчатого вала в масле. Слишком высокий уровень масла может приводить к образованию масляной пены. Вместе с прорываемыми газами эта пена и растущий объем масляного тумана поднимается через систему вентиляции к системе впуска. Если нет масляного сепаратора, то пена попадает в камеру сгорания. Но и в двигателях со сложными системами отделения масла система может стать неработоспособной из-за поднимающейся масляной пены.

    9. Нарушение режима сгорания и переполнения топливом.

    В резуьтате нарушений режима сгорания или переполнения топливом в камере сгорания остается несгоревшее топливо.
    Если это топливо отлагается на стенках цилиндра, растворяя масляную пленку, возникает полусухое трение, что приводит к быстрому износу деталей цилидрово-поршневой группы (ЦПГ).
    Часть несгоревшего топлива в виде газов попадает в картер двигателя, температура которого намного ниже, кондесируется там и перемешивается с моторным маслом. Это приводит к уменьшению вязкости моторного масла, образованию черных шламов, забивающих масляные каналы.
    Возможные причины: слишком богатая смесь, дефект турбонагнетателя, неправильная установка момента зажигания, нарушения работы системы зажигания, дефектные распылители форсунок, дефектные ТНВД, неправильная выступающая длина поршня.

    10. Нерегулярное техобслуживание.

    Если не соблюдаются предписанная изготовителем двигателя переодичность ТО, то в двигателе будет находиться загрязненное масло в течении длительного времени. Поскольку в процессе работы пакет присадок постепенно расходуется, понижается эффект смазки и возникает риск повышенного износа.

    11. Использование некачественных моторных масел.

    При использовании некачественных или неподходящих сортов масла, не во всех режимах может быть обеспечена надежная работа двигателя. Износ двигателя повышается, например, при пуске холодного двигателя, при работе в режиме высоких температур и т.д. Масло должно соответствовать предписаниям изготовителя транспортного средства по вязкости и эксплуатационным свойствам.

    12. Перекос цилиндров.

    Перекос цилиндра можно определить по неравномерному пятну контакта с отдельными блестящими полированными местами сухой рабочей втулки цилиндра. Пятнистые, неравномерные пятна контакта на наружной стенке гильзы цилиндра, а также в цилиндре всегда являются признаком перекоса цилиндра. Поршневые кольца не могут безупречно герметезировать перекошенный цилиндр ни по отношению к маслу, ни по отношению к газам сжигания. Масло не может сниматься маслосъемными кольцами, попадает в камерц сгорания и сжигается там. Одновременно и повышается давление газов в картере двигателя.
    Возможные причины: неправильная затяжка болтов головки блока цилиндров, отложения и загрязнения в системе охлаждения, неровные плоские поверхности блока цилидров или головки блока цилиндров, нечистые или перекошенные резьбы болтов головки блока цилиндров, неподходящие уплотнения головки блока цилиндров, дефектные опоры буртиков, контактная коррозия.

    13. Ошибки обработки при сверлении и хонинговании.

    Из-за неправильной обработки поверхности цилидров не создается масляная пленка между поршневым кольцом и стенкой цилиндра (толщина масляной пленки 1-3 мкм). При непосредственном контакте кольца с рабочей поверхностью возникает высокий износ. Из-за высокого трения, кольца, вместо того чтобы отводить тепло, в соответствии с их задачей, создают еще дополнительное тепло. Важное влияние на качество обработки поверхности имеют угол хонингования и доля высвобождения графита.

    14. Слишком низкий процент вскрытия зерен графита.

    Решающий фактор образования масляной пленки и способности рабочей поверхности цилиндра сохранять служебные цели является процент вскрытия зерен графита. Оптимальная финишная обработка поверхности с процентом вскрытия не менее 20 % позволяет обеспечить сбор масла во впадинах профиля и в графитовых зернах, что способствует повышению стоикости масляной пленки при высоких нагрузках и существенному улучшению способности сохранять свои свойства. Вскрытые графитовые зерна могут воспринимать моторное масло как губка и при необходимости снова высвобождать его. Слишком гладкая финишная обработка, в частности при чистом хонинговании с алмазными кругами, в большинстве случаев указывает на образование металлической прослойки при обработке.
    В металлической прослойке графитовые зерна и каналы закрыты или забиты тонкой стружкой. Попадание масла становится невозможным. Лишь при обкатке этот слой снимается поршневыми кольцами, при этом происходит стабильный износ колец. После определенного времени свойство поверхности цилиндров нормализуются, но поршневые кольца остаются изношенными. Расход масла после обкатки не уменьшается, а наоборот, даже повышается.
    Хонинговальные щетки устраняют эти проблемы. Обработка хононговальными щетками должна быть последним шагом при обработке поверхности цилиндров. Обработка щетками очищает впадины поверхности, удаляет стружку забивающую графитовые зерна и создает плоскостность, устраняя острые выступы, без изменения размеров.

    15. Перекос или изгиб шатунов.

    Шатуны оказывают наибольшее влияние на работу поршней. Ошибки соосности в результате перекоса или изгиба приводят к качающемуся движению поршней в продольной оси двигателя, которые затем попеременно сталкиваются с цилиндром. Масло проходит через щели, возникающие в результате движения поршней, и проникает в камеру сгорания. В наиболее неблагоприятных случаях создается насосный эффект, из-за которого масло нагнетается вверх еще сильнее.

    16. Поломанные, зажатые, неправильно установленные кольца.

    Поршневые кольца, выполняющие многочисленные задачи, являются решающими конструктивными элементами для работы двигателя. Основная задача поршневых колец состоит в герметизации камеры сгорания относительно картера двигателя. При неправильном монтаже колец, они не могут выполнять свою функцию герметизации. Масло не снимается со стенок цилиндров и попадает в камеру сгорания.
    Возможные причины: поломанные поршневые кольца, заклиненные поршневые кольца, неправильно установленные поршневые кольца (верхние и нижние поверхности колец отличаются), чрезмерное натяжение при монтаже, неправильно установленные маслосъемные кольца.

    17. Применение неправильного, избыточного или оставшегося незамеченным уплотнительного средства.

    Уплотнительные массы являются конструктивными элементами двигателя, которые не выступают на первый план. Уплотнительные средства обеспечивают герметизацию различных систем, как относительно окружающей среды, так и между собой.
    Уплотнительные средства часто должны выдерживать высокие нагрузки. Чрезмерное нанесение может вызывать утечки. Остатки уплотнительной массы, выдавливаемые из уплотняемых поверхностей в пространство двигателя, могут загрязнить или забить масляные каналы или водяные контуры. По этой причине некоторые современные уплотнительные массы растворяются, если входят в контакт с маслом.

    18. Оставшиеся незамеченные инородные тела на поверхностях уплотнения.

    Инородные тела между уплотнением и конструктивным элементом не позволяют правильную посадку. В худшем случае это вызывает перекос в конструктиыных элементах. Однако, намного выше опасность возникновения учечки из-за более низкого удельного давления в плоских уплотнениях.
    Если уплотнительное средство наносится на неочищенные поверхности, то в этих местах из-за некачественного соединения могут возникнуть утечки масла. Поэтому перед сборкой необходимо особенно тщательно очистить все важные детали – головка цилиндров, масляный картер, клапанная крышка и т.д.

    19. Негерметичные радиальные уплотнительные кольца вала.

    Радиальные уплотнительные кольца вала (сальники) состоят из подвергаемой высокой нагрузке втулки из пластмассового компаунда, в которую вложеная пружина из коррозионностойкой высококачественной стали. Эта пружина обеспечивает высокую и длительную эластичность, компенсирует поток в холодном состоянии, износ уплотнительной губки и обеспечивает заданные усилия уплотнения. Для правильного функционирования уплотнительного кольца, пружина должна быть правильно вставлена.
    Решающим для герметичности является состояние работающего вала. Если вал имеет биение или следы обкатки на уплотнительной поверхности кольца, то предварительное натяжение уплотнительной пружины недостаточно для герметизации. В этом случае, уплотнения, как правило, не выдерживают повышенного давления масла и могут привести к утечкам.

    20. Дефекты поверхности на уплотнительной поверхности

    В результате поврежденных уплотнительных поверхностей после затяжки деталей между уплотнителем и уплотнительной поверхностью остаются зазоры, через которые масло или охлаждающая жидкость может вытечь или попасть в камеру сгорания.

    21. Дефектный вакуумный насос.

    Дефектная мембрана вакуумного насоса может привести к попаданию моторного масла в вакуумную систему. Это моторное масло остается в вакуумной системе и может привести к отказу пристраиваемых деталей.

    22. Слишком высокое давление масла.

    При слишком высоком давлении масла уплотнительные поверхности не выдерживают это давление.
    Возможные причины: загрязнения могут забить масляные трубки и фильтры, дефектный обратный масляный клапан и редукционный клапан могут нарушить циркуляцию масла, забит масляный фильтр или перепускной клапан, использование неподходящих деталей.

    Нормальный расход масла и отклонения от нормы

    В процессе эксплуатации автомобиля неизбежно происходит уменьшение объема моторного масла в системе смазки двигателя. При этом замечено, что в машинах нового поколения расход выше, чем в старых авто. Это связано с ростом нагрузки на детали, которая не всегда пропорциональна запасу их прочности. Масло вместе с газами попадает в область картера, а затем в камеру сгорания под действием постоянно возрастающего давления в цилиндрах. Если же автомобиль оснащен турбонаддувом, расход смазочного материала возрастает еще больше. Уплотнения турбокомпрессора негерметичны, и определенное количество масла обязательно проникает в компрессорную часть и далее в цилиндры. Помимо обычного угара, причиной перерасхода смазочного материала часто становится износ деталей двигателя, утечки, испарение. Какой расход масла в двигателе считается нормальным и как не допустить отклонений от нормы?

    Предупреждение о низком уровне моторного масла

    Как рассчитать расход

    Потребление масла рассчитывают как величину, равную объему смазочного материала, затраченного на сжигание 100 л топлива. Т. е. для определения нормы учитывают не пробег автомобиля, а именно количество израсходованного горючего. Такая цифра будет более точной, т. к. горюче-смазочные материалы расходуются не только во время движения, но и при вынужденном простаивании в пробках. Расход смазочного материала определяют разными способами, например по формуле:

    • Qр – вместимость системы смазки транспортного средства;
    • P – количество израсходованного горючего;
    • k – коэффициент, который учитывает износ поршневой группы. Для дизельных двигателей этот показатель принимают равным 1,25, для бензиновых – 1,15, с турбонаддувом – 1,3.

    Норма расхода на угар

    Количество масла, убывающего вследствие угара, различается в зависимости от типа авто. Для легкового автомобиля нормальным показателем считают 0,005–0,025 % на 100 л горючего. Т. е. если машина расходует 10 литров топлива на 100 км пути, то после 1000 км пробега будет израсходовано 5–25 г смазочного материала. Если двигатель неновый или турбированный, эти цифры могут быть значительно больше – до 0,1 % на 100 литров (100 г на 1000 км) и более. Силовой агрегат грузового автомобиля расходует масло в объеме, составляющем 0,3–0,4 % от количества потребляемого топлива. Изношенный дизельный мотор может сжигать до 0,8 % смазочной жидкости на 100 л горючего (200 грамм на 1000 км). Важно помнить, что нормы расхода возрастают для двигателей после капремонта и агрегатов, эксплуатируемых в течение 5 и более лет.

    Моторное масло

    Почему случаются отклонения от нормы

    Около 80 % масла, расходуемого в процессе эксплуатации машины, приходится на угар. Даже в новом и исправном двигателе некоторая часть смазочного материала остается на стенках цилиндров после прохождения маслосъемных колец и попадает в камеру сгорания. Самый высокий угар – у авто на обкатке и с чрезмерно изношенным силовым агрегатом. Помимо прочего, моторное масло имеет свойство испаряться. Чем выше температура жидкости, тем интенсивнее происходит этот процесс. Самая распространенная причина перерасхода автомасел – утечки через сальники коленвала и распредвалов, прокладки головки блока цилиндров, клапанные крышки, уплотнения масляных фильтров и т. д. Пробой прокладки ГБЦ может стать причиной попадания смазочного материала в систему охлаждения. Повышенный расход гарантированно будет у некачественного масла, поэтому важно пользоваться продукцией проверенных брендов, например Sintec от АО «Обнинскоргсинтез».

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Как полировать очки пастой гои?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector