2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЕГЭ по литературе: все, о чем вы хотели бы знать II часть

Как готовиться к экзамену?

Перейду сразу к детальной и эффективной схеме подготовки, которая довольно сильно мне помогла:

Делайте таблицы с распределением стихотворений по темам и с выписками важных фраз для цитирования.

Например, я выписывала в один столбик названия стихотворений, а во второй выписывала настроение, самые важные строчки. Помимо этого, делила на блоки по темам (любовь, дружба, Родина и прочее). И так по отдельности для разных поэтов.

Делайте таблицы по объемным произведениям с хронологией событий, важными моментами, персонажами и пр., так как это все очень легко забыть и перепутать.

По романам-эпопеям “Война и мир” и “Тихий Дон”, например, я выписывала в столбик фамилии семей, в строчку сверху хронологию самых важных событий, и на пересечении строки со столбцом писала, кто из семьи появляется в ходе событий, как, зачем и что важное делает.

Отмечайте стикерами важную информацию в книгах, чтобы потом легко ее находить.

Очень важно отмечать лирические отступления, например, про Русь-тройку в “Мертвых душах”, а также портреты персонажей, пейзаж и интерьер, если они влияют на сюжетные особенности (как комната Раскольникова в “Преступлении и наказании” или небо над Аустерлицем, дуб в “Войне и мире”). Также можно отмечать встречи персонажей, длинные монологи, например, кульминационный монолог Катерины из “Грозы”. Такая работа с текстом помогает гораздо лучше усваивать информацию, чем если каждый раз гуглить имя героя и прочие детали произведения.

Выписывайте имена персонажей из произведений.

В ЕГЭ по литературе часто встречаются задания с сопоставлением персонажей и произведений, либо персонажей и их социального статуса, поэтому очень важно помнить, кто есть кто. Часто бывает и так, что дают даже второстепенных персонажей, которые не запоминаются сразу после прочтения. А самое ужасное — когда дают сопоставление персонажа и реплики (обычно из пьес). Однако, если вы знаете, кем был этот персонаж и какой хотя бы примерно имел характер, гораздо легче сопоставить все правильно.

После прочтения большого произведения просматривайте его краткое содержание, чтобы последовательность событий лучше укладывалась в голове.

К тому же, важнее всего помнить просто сюжет произведения, а не все в деталях. Это значимо потому, что если начать расписывать какой-то мелкий момент, можно легко запутаться и переврать, а это уже фактическая ошибка. Запоминайте все основные моменты. Как ни странно, на моем опыте было довольно много случаев, когда те, кто прочитал лишь краткое содержание, сдают лучше тех, кто читал полное произведение.

Перечитывайте свои письменные работы!

Ни для кого ни секрет, что наш мозг устроен так, что часто мы забываем написанное месяц/два назад. А так как фразы в работах часто повторяются, очень высока вероятность найти ответ на новый вопрос в своих старых работах.

Помимо этого, я советую перечитывать свои работы сразу после написания — пробежаться глазами по ним не займет много времени, зато поможет найти ошибки. Проверяйте себя сами на фактические и речевые ошибки, ведь легко можно запутаться в словах, когда пишешь в быстром темпе. Я бы посоветовала посмотреть в интернете самые распространенные речевые ошибки, это может помочь. Нужно постоянно держать в голове, на чем ты конкретно часто ошибаешься. Я вот, например, постоянно на автомате ставила запятую после “также” и “однако”, как после вводных слов, и отучилась только из-за того, что моя репетитор постоянно указывала мне на это, и через какое-то время я сама стала постоянно обращать на это внимание.

Оттачивайте именно структуру написания работ

На первый взгляд это может и звучит очевидно, но те, кто любит литературу, валятся на этом, начиная расписывать свою мысль так, как им хочется. Как бы это печально не звучало, но никакого собственного мнения от вас не ждут. Пишите только по делу, не нужно лить воду в текст. Экспертам все равно, как вас заинтересовал тот или иной роман. Поэтому критерии надо просматривать время от времени, и если заниматься с репетитором, то ориентироваться не только на его проверку, но и самому понимать, на чем легче всего ошибиться. Помимо этого, важно разбавлять свои работы интересными оборотами вместо того, чтобы писать только “автор показал” и “автор описал”.

Для меня последние 30 минут до конца были такими же напряженными, как если бы я бежала марафон! Главной нашей с репетитором ошибкой было то, что мы ни разу не проводили полноценный пробник.

Обязательно учите наизусть и повторяйте стихотворения!

Цитирование в работах по лирике очень ценится, поэтому будет очень полезным знать не только содержание, но и сами стихотворения наизусть. Но запомнить навсегда, выучив один раз могут очень немногие, так что повторенье — мать ученья! Я повторяла стихотворения, пока шла к метро или куда-то ехала, когда чего-то ждала и была свободна минута, ну и непосредственно тогда, когда писала работы — если вспоминала стихотворение, но плохо помнила его наизусть, перечитывала его, пыталась запомнить те фразы, которые цитировала (в лучшем случае — все стихотворение).

Читайте так же:
Как подключить наушники с двумя разъемами к ноутбуку?

Также очень удобно слушать стихотворения, когда куда-то идешь, Вконтакте, например, я находила почти все произведения, которые мне были нужны.

Репетитор и самостоятельная подготовка: каждому свое.

Теперь важный момент, который я не могла не осветить — подготовка с репетитором vs самостоятельная подготовка. В прошлом году я готовилась к экзамену с репетитором. Безусловно, репетитор вложила большую лепту в то, что я вообще сдала экзамен, но сейчас я поняла, что, в принципе, реально готовиться к экзамену и самому.

Готовясь с репетитором я прогоняла весь материал и писала кучу письменных работ. Конечно, это все мне помогло, но сейчас я понимаю, что материал лучше откладывается не тогда, когда пишешь много похожих работ уже на автомате, а когда разбираешь произведения, читаешь сочинения и статьи по проблемным вопросам и выписываешь самое важное.

Даже когда человек занимается с репетитором, он должен понимать, что полностью полагаться лишь на эти занятия нельзя, нужно очень много работать самому. Репетитор, как по мне, нужен уже для того, чтобы систематизировать работу со всей информацией (которой очень много), а также показать, на что обращать внимания в работах и напоминать о том, какие ты постоянно совершаешь ошибки.

В целом, я считаю, что к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) можно готовиться самому, и вот, что для этого нужно:

Самостоятельная подготовка: из чего она состоит

Составьте план работы на год.

Этот пункт подразумевает именно просмотр всего, что нужно прочитать, а также здесь нужно расписать по порядку, какие произведения вы будете проходить. Определите, сколько времени примерно потребуется на каждое произведение/автора, чтобы все успеть.

Найдите хорошие источники полезной информации.

Читайте про произведения не только в википедии, но и находите различные статьи, читайте готовые сочинения.

Вот список сайтов, на которыми я часто пользуюсь:

https://arzamas.academy/ (куда же без Арзамаса! много интересных лекций и статей)

Также я читала книги некоторых серий, например, “Перечитывая классику”, книги Лотмана, Ивинского.

Как я уже и говорила, повторять и перечитывать то, что было написано до этого — очень важно. Конспекты — это очень удобно и полезно, если выписывать всю самую основную информацию и повторять ее. Тогда в голове все очень хорошо укладывается со временем.

Работайте с теорией.

Очень важно не только читать и писать, но и знать все термины и уметь их применять. Выписывайте жанр, род у каждого произведения и стихотворения и сами тренируйтесь с определением его размера и прочих характеристик.

Выделите себе определенное время на подготовку.

То же самое занятие с репетитором, только репетитор — вы сами. Выделяйте себе какое-то время несколько раз в неделю, выключайте социальные сети, чтобы не отвлекаться, и занимайтесь. Главное — научиться себя организовывать!

Довольно очевидно, но прорешивать варианты все же надо. Можно вообще отдельно тренировать тест и письменные работы. Тесты можно составлять на сайте “Решу ЕГЭ” или находить на “Незнайке”. Вообще, когда едешь в метро или просто подворачивается свободное время, которое нечем занять, можно прогонять себя быстро даже в телефоне. Ну и, как я уже писала, можно провести себе пару пробников (убирая телефон и другие отвлекающие вещи!).

Вот, в принципе, и все, что я считаю важным и полезным для подготовки. Надеюсь, мои советы будут вам полезны и вы успешно сдадите экзамен. Список литературы, необходимый для успешной сдачи ЕГЭ, действительно очень большой, но если вовремя начать и добросовестно готовиться, то его вполне реально осилить даже за год!

Всегда помните — результат зависит только от вас, вашего желания и целеустремленности, так что готовьтесь, учите все заранее и повторяйте, чтобы за две недели до экзамена не хвататься за голову с криками о том, как много осталось непройденного. Удачи!

Как пройдет ЕГЭ по литературе в 2020 году?

Что разрешено и запрещено на ЕГЭ? Структура экзамена, время, отводимое на выполнение заданий, и другие важные моменты

Как проходят ЕГЭ по литературе в 2020?Как проходят ЕГЭ по литературе в 2020?

Тем из выпускников, кто выберет творческие специальности — журналистику, филологию, лингвистику, — придется сдавать Единый государственный экзамен по литературе. Минимальные баллы для поступления в ВУЗ высокие, не менее 32-х баллов.

Из чего состоит экзамен по литературе?

В ЕГЭ по литературе всего 17 заданий разной сложности. Проверяются начитанность, знание теории и собственное литературное мастерство. Выпускник должен разбираться в родах и жанрах литературы, различать литературные стили и направления.

В первой части экзамена нужно провести анализ приведенных литературных фрагментов. В первых семи вопросах требуется написать небольшой ответ — слово, словосочетание или комбинацию цифр. Следующая часть (вопросы 8, 9) потребует более развернутый комментарий — ответ должен состоять из 5—10 предложений.

Читайте так же:
Что такое запасное колесо докатка?

Вторая часть экзамена, в свою очередь, содержит 6 заданий. Здесь проверяется способность формулировать мысли и приводить «литературные аргументы». Требуется проанализировать художественные тексты и дать развернутые ответы на вопросы.

Последнее задание — творческое. Ребятам нужно будт написать сочинение-эссе по одной из предложенных тем. Оно оценивается по нескольким критериям: полнота раскрытия темы, логика и последовательность, грамотность, а также владение литературным материалом и терминологией.

Специалисты рекомендуют сперва выполнять задания на черновике.

Сколько времени дается на выполнение?

Экзамен по литературе идет почти 4 часа — 235 минут. Хотя бы 2 часа, половину отведенного времени, советуют оставить на сочинение: необходимо составить план, подобрать правильные аргументы. Эксперты советуют заранее потренироваться с таймером, это поможет в экстремальной атмосфере экзамена правильно распределить время.

10—15 минут нужно оставить на то, чтобы аккуратно заполнить бланк ЕГЭ — переписать ответы и сочинение, подсчитать число слов в эссе, проверить ошибки. Важно успеть перенести все нужное в чистовик — черновики не проверяются.

Что можно взять на экзамен?

Паспорт, ручку, бутылку с водой. Ничего кроме этих предметов брать с собой нельзя — за смартфон, телефон или любой другой девайс могут выгнать из класса, даже если ученик не успеет им воспользоваться: на ЕГЭ по литературе действуют такие же строгие правила, что и на остальных экзаменах. Работа при этом аннулируется, а пересдача экзамена проводится аж в следующем году.

Не первый год обсуждается возможность пользоваться оригинальными текстами, из которых ученики могли бы брать цитаты для сочинения. Но до сих пор это остается на уровне дискуссии: в этом году справочники и дополнительные материалы на экзамене по литературе по-прежнему под запретом.

Что в егэ по литературе?

Экзамен по литературе – один из предметов по выбору на ЕГЭ. Его в основном сдают школьники, поступающие на гуманитарные факультеты, ребята, мечтающие о творческой профессии. Но так ли легко сдать этот предмет?

Об особенностях экзамена, дистанционной подготовке, типичных ошибках выпускников, за которые снижают баллы, и родительской поддержке рассказывает доктор филологических наук, ведущий эксперт Московского центра качества образования, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе города Москвы Светлана Колосова.

Особенности и нововведения

ЕГЭ по литературе в 2020 году ничем не отличается от модели экзамена прошлого и позапрошлого года. Последние изменения в нем были в 2018 году. Экзамен по-прежнему состоит из 17 заданий:12 – тестовых вопросов и 5 – заданийс развернутым ответом. 8 и 15 задания направлены на комплексный анализ текста, 9 и 16 –на сопоставительный анализ произведений и 17 задание –сочинение. Немного изменились критерии оценивания, они стали строже. Например, в задании № 8 есть три критерия: «Соответствие ответа заданию» (К1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К3).

Максимально по каждому критерию может быть поставлено два балла, то есть шесть баллов за ответ по данному заданию. Однако если ученик при интерпретации текста исказил авторскую позицию, то больше 0 баллов по второму критерию он получить не сможет. Но и оценка по первому критерию автоматически снижается до одного балла, а третий критерий не оценивается совсем. То есть в случае, если при ответе на вопрос учащийся допустил искажение авторской позиции, то больше одного балла из шести он за это задание не получит. Это серьезная ситуация и серьезная потеря, поэтому мы призываем выпускников бережно обращаться с текстом произведения и стараться в процессе анализа обращать внимание на особенности творчества автора.

Подробнее о критериях оценивания можно почитать на сайте Федерального института педагогических измерений: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf#!/tab/173729394-10

Об особенностях дистанционной подготовки к ЕГЭ

Чтобы эффективно готовиться к экзаменам дистанционно, надо быть целеустремленным человеком и четко понимать, что ты в жизни хочешь и почему тебе действительно важно сдать этот экзамен на высокий балл. Дистанционная форма хороша тем, что она позволяет осуществить точечную подготовку, то есть сделать акцент на тех предметах, которые выпускнику необходимы для поступления в вуз.

В этом году мы провели много тематических вебинаров, подготовили видеоконсультации, все они выложены на сайте Московского центра качества образования: https://mcko.ru/pages/webinars_preparing_gia. Мы постарались сориентировать выпускников в формате заданий, наглядно показать, что должно быть в ответах, а чего лучше избегать, проанализировали ошибки учащихся, предложили алгоритмы работы над заданиями разного типа. Надеюсь, это поможет выпускникам справиться с экзаменационными испытаниями более уверенно.

Кроме того, учащиеся активно участвуют в онлайн-диагностиках в формате ЕГЭ. Это позволяет не только сориентироваться в баллах, на которые можно рассчитывать на экзамене, но и отработать формат каждого вида задания, освежить знания произведений, подумать, как разумно распределить время на экзамене.

Особым бонусом, на мой взгляд, является возможность после прохождения диагностики получить консультацию экспертов по своей работе, не только комментарий по полученным баллам, но, что более важно, получить анализ ошибок по работе и рекомендации по их устранению.

Читайте так же:
Какая скорость у Камаза Париж Дакар?

Подробная информация о прохождении диагностики в онлайн-формате размещена на сайте МЦКО: https://mcko.ru/pages/information_about_cnd_online

Кто сдает ЕГЭ по литературе

В последние годы количество одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ по литературе, примерно одинаковое – это порядка 7–7,5 тысяч выпускников. В основном, это ребята, которые поступают на филологические факультеты, факультет журналистики, в театральные вузы, в цирковые училища, выбирают профессию дизайнера и другие гуманитарные направления.

Как получить высокие баллы на ЕГЭ по литературе

Прежде всего, нужно освежить знание текстов. Для того чтобы ответ по литературе был глубоким и полноценным, надо хорошо знать текст: сюжеты произведений, особенности образов героев, может быть, короткие, но яркие цитаты, характеризующие их. Чем лучше знание текста, тем больше шансов дать глубокий полный ответ. Особые пожелания – учить стихи. Пусть не целиком, важно выучить хотя бы отдельные строфы стихотворений, даже строки, чтобы на экзамене аргументировано отвечать на поставленные вопросы, держать в голове материал для анализа.

Еще я рекомендую выпускникам систематизировать свои знания, потому что объем очень большой. Можно, например, составлять таблицы по сквозным темам: в одном столбце – формулировка темы (например, тема малой родины, творчества, искусства, войны и т.д.), в другом – прочитанные произведения с кратким комментарием к ним. Это поможет в подготовке к экзамену.

Типичные ошибки

Мы проводим отдельные занятия, вебинары по этой теме и для учеников, и для учителей. Самая главная ошибка современного поколения – слышать не совсем то, что тебе говорят, неумение четко соответствовать формату задания. На экзамене в ответе на вопрос нужно писать не то, что хочется сказать по этому поводу, а ровно то, о чем спрашивают в задании. Надо хорошо знать направление заданий, критерии оценивания по каждому из них и внимательно читать формулировку вопросов. Очень часто вопрос – это подсказка к ответу.

Прежде чем приступать к ответу, нужно выделить ключевые слова в формулировке задания и понять, в чем состоит задача. Это касается всех заданий с развернутым ответом. Надо помнить, что первый ключевой критерий – это как раз соответствие ответа заданию. То есть если задание на комплексный анализ текста, то нужно четко ответить на поставленный вопрос, аргументировав свой ответ. Если это 9 и 16 задания, направленные на сопоставительный анализ текста, то учащийся должен сопоставить каждый из приведенных примеров с исходным текстом. Если сопоставления нет, то, как бы хорошо он ни ответил на вопрос, ответ не будет соответствовать задаче и баллы будут снижены.

В сочинении действует тот же принцип: тема должна быть раскрыта ровно в том направлении, какое задано формулировкой. Очень часто бывает, что учащийся видит произведение, которое он любит и хорошо помнит, и начинает в работе писать все, что может сказать по этому поводу. Но каждая тема имеет свой особый разворот, и об этом очень важно помнить.

Например, тема сочинения звучит так: «Какую роль играют монологи Чацкого для раскрытия образа героя?» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Очень часто учащиеся видят, что в теме обозначен образ Чацкого и пишут все, что они могут сказать об этом герое, забывая, что формулировка на самом деле довольно сложная, литературоведческая. Она предполагает раскрытие такого термина как «монолог» и задача – показать, как монолог в качестве одного из средств создания образа способствует раскрытию героя. Если учащийся упустил этот нюанс в формулировке темы, то потеряет баллы уже по первому критерию. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору темы, найти ту, которая будет максимально понятна и по которой легко ориентироваться в тексте произведения.

Отдельно хочется сказать об умении анализировать художественное произведение, потому что степень освоения литературы как предмета – это именно умение или неумение анализировать текст. К сожалению, учащиеся не всегда понимают, что такое анализ текста, и очень часто под аргументацией они подразумевают или пересказ сюжета, или общие размышления о произведении. Аргументация на уровне анализа художественного произведения подразумевает ссылку на конкретный элемент текста и интерпретацию этого элемента, будь то образ, мотив, деталь, эпизод и т.д. Если выпускник анализирует художественное произведение, то, как правило, получает высокие баллы. Если же анализ подменяется пересказом текста или общими рассуждениями, то балл довольно существенно снижается.

Бывают очень интересные работы, которые показывают неординарную, яркую личность, и их всегда интересно читать, но важно при этом вписаться в критерии, по которым работы оцениваются. Нестандартные высказывания и рассуждения пригодятся таким выпускникам в будущем для их индивидуальных проектов, научных и научно-популярных статей и т.п. Но на экзамене нужно играть по правилам, чтобы иметь возможность поступить в любимый вуз и реализовывать там свои творческие планы.

Еще одна ошибка, с которой тяжело бороться: очень часто учащимся кажется, что чем оригинальнее они преподнесут произведение, тем будет правильнее. Они часто путают сочинение по литературе с итоговым сочинением, которое имеет совсем другой жанр, предполагает высказывание личностного характера. А сочинение по литературе – это мини-научное высказывание, где самое главное не презентовать себя и свою оригинальность, а показать, как ты умеешь выявлять авторскую позицию. Для этого надо хорошо знать эпоху, к которой принадлежал автор произведения, особенности художественного метода, в котором писатель себя проявлял, знать традиции, которым он следовал и т.д. Здесь задача проявить себя не в том, чтобы продемонстрировать, как нестандартно ты мыслишь, а показать свое умение понимать другого человека, автора, его философскую позицию, высказанную через художественное произведение. Интерпретировать текст – не означает додумать его. Когда учащиеся начинают домысливать, это приводит к фактическим ошибкам и, соответственно, к нежелательным результатам и бывает очень обидно снижать за это баллы.

Читайте так же:
Что означает M * S на автомобильных шинах?

Рекомендации учителям по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе

Прежде всего, я призываю учителей активно заниматься анализом художественного произведения на уроках и особое внимание обращать на анализ лирических произведений, потому что, как показывает практика, анализировать стихотворение учащимся намного сложнее. По тем ответам, которые мы иногда получаем, становится понятно, что учащиеся не совсем понимают, как это делается. Например, часто вместо анализа стихотворения дается его последовательный пересказ по строфам или перечень всех тропов, которые только можно, а иногда и нельзя, в этом стихотворении найти. Поэтому главная просьба к учителям – больше времени уделять работе с художественным словом как основой анализа текста.

Интерпретация художественного слова – это целое искусство, и если учащийся умеет выстраивать синонимические, ассоциативные ряды, основанные на этимологии и толковании слова, и будет понимать, как это слово функционирует в конкретном художественном произведении, тогда проблем с анализом текста у него не будет.

Кроме того, необходимо внимательно изучать критерии оценивания при подготовке учащихся к экзамену и объяснять тонкости этих критериев. Например, часто бывает, что учащиеся в своем ответе не создают композицию, там, где она нужна (в частности, в сочинении), и создают ее там, где это совсем не требуется(в заданиях 8,9,15,16), тратят свое время, силы, допускают речевые и логические ошибки. Поэтому учителям надо самим хорошо ориентироваться в формате экзамена, в требованиях к нему, чтобы транслировать все это выпускникам. В Московском центре качества образования организованы курсы повышения квалификации учителей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Приглашаем всех желающих.

Рекомендации родителям выпускников

Родителям важно создать условия для выпускников: где-то не попустительствовать, не давать лишней свободы, а где-то наоборот, позволить быть свободным. Важно дать понять ребенку, что родители проживают и переживают весь процесс вместе с ним, что проходят все испытания вместе с детьми.

Если родители гуманитарии и ребенок сдает литературу, то они могут, например, дать советы по прочтению произведений современной литературы, опираясь на свои вкусовые предпочтения. В 17 задании есть сочинение на тему, связанную с произведениями второй половины XX– начала XXIвеков.

Но все же самое главное – это родительская поддержка, с ней все преодолимо. Но разумная, не попустительская поддержка!

Что такое ЕГЭ по литературе? К чему должен готовиться абитуриент?

ЕГЭ по литературе рассчитан на выпускников профильных гуманитарных школ и классов. Для того чтобы сдать этот экзамен, недостаточно просто «любить читать». Необходима специальная подготовка.

Заданий с выбором ответа здесь не будет. Очень мало вопросов, рассчитанных на базовый уровень. Основное внимание уделяется творческим заданиям повышенной сложности. Это часть С.
Часть С на ЕГЭ по литературе включает в себя:

• Четыре ответа (в объёме 5–10 предложений) на вопросы, связанные с анализом двух конкретных художественных текстов;
• Полноценное сочинение на одну из трёх предложенных проблемных тем.

Ответы на задания С1 — С4 оцениваются по критерию содержательности (точность ответа и полнота аргументации). За каждое из них можно получить до 3 баллов.
Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Здесь критериев пять:
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы;
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями;
3. Обоснованность привлечения текста произведения;
4. Последовательность и логичность изложения;
5. Следование нормам речи.

Но и здесь главное – содержание. Если при проверке работы эксперт оценивает уровень понимания проблемы нулём, задание дальше не проверяется и считается невыполненным.
Орфографические и пунктуационные ошибки на оценку не влияют. Речевые ошибки в сочинении учитываются.

Основная сложность экзамена – необходимо уметь оперировать очень большими объёмами информации. В Кодификаторе ЕГЭ по литературе указаны:
• 11 романов,
• 4 повести,
• 6 пьес,
• 9 поэм (одна из них — поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»),
• около 20 рассказов,
• порядка 150 стихотворений.

Древнерусская литература представлена «Словом о полку Игореве», литература XVIII века — произведениями Г. Р. Державина и Д. И. Фонвизина. Основной корпус текстов относится к XIX — первой половине XX веков. Все эти тексты ученик должен знать и разносторонне использовать. А ведь на экзамене перед выпускником будут только задание, листы для черновиков, чистовые бланки и ручка.

Читайте так же:
Что такое температура конденсации фреона?

ЕГЭ по литературе предполагает отличное знание произведений и авторов. Хотелось бы, чтобы вы не называли повесть романом, а Чингиз Айтматов у вас не оказался Ахматовым.
Литературу надо изучать в совокупности с исторической действительностью. Досадно, когда абитуриент считает Сергея Есенина «певцом русской революции», а Пастернака – пролетарским поэтом.

Нам придётся привлекать сведения из истории литературы — без этого можно многое упустить в понимании произведения. Например, сложно правильно оценить безапелляционные резкие высказывания Чацкого, если не знать, что декабристы рассматривали такое «витийство» как особую доблесть и старались демонстрировать это в своем поведении.

Успешная сдача ЕГЭ по литературе базируется не только на том, что вы много читаете. Читать много – еще не значит качественно. Читать качественно – это запоминать и анализировать прочитанное, выносить свое суждение, проводить параллели между сюжетной линией и духовным состоянием автора. Но и этого недостаточно, чтобы отлично сдать ЕГЭ по литературе.

Что в егэ по литературе?

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе состоят из двух частей: в первую часть входят задания с кратким ответом и задания, выполнение которых требует развернутого ответа в объеме 5 — 10 предложений. Вторая часть включает в себя 4 задания, из которых нужно выбрать одно и дать на него развернутый аргументированный ответ в виде сочинения объемом не менее 200 слов.

Все демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе содержат ответы ко всем заданиям,а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2021 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2020 года изменено только задание 7 с кратким ответом: в текст с пропуском двух слов требуется вписать два литературных термина или литературных факта.

Приведенные материалы опубликованы на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Электронный справочник по математике для школьников

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике большую помощь может оказать наш электронный справочник по математике для школьников.

В справочник включены все разделы школьной программы, а также множество сведений для углубленного изучения курса математики.

Каждый раздел нашего справочника содержит не только теоретические сведения, но и решения типовых примеров и задач.

Электронный справочник по математике для школьников арифметика

Электронный справочник по математике для школьников алгебра

Электронный справочник по математике для школьников тригонометрия

Электронный справочник по математике для школьников геометрия планиметрия

Электронный справочник по математике для школьников геометрия стереометрия

Электронный справочник по математике для школьников элементы математического анализа

Электронный справочник по математике для школьников теория вероятностей и статистика

Наши учебные пособия для школьников

При подготовке к ЕГЭ и к ОГЭ по математике Вам могут также пригодиться наши учебные пособия.

Учебное пособие для школьников решение рациональных неравенств

Учебное пособие для школьников задачи на проценты

Учебное пособие для школьников решение показательных неравенств

Учебное пособие для школьников квадратный трехчлен

Учебное пособие для школьников метод координат на плоскости

Учебное пособие для школьников решение иррациональных неравенств

Учебное пособие для школьников фигуры на координатной плоскости

Учебное пособие для школьников решение алгебраических уравнений

Учебное пособие для школьников уравнения и неравенства с модулями

Учебное пособие для школьников решение показательных уравнений

Учебное пособие для школьников арифметическая и геометрическая прогрессии

Учебное пособие для школьников решение логарифмических уравнений

Учебное пособие для школьников решение логарифмических неравенств

Учебное пособие для школьников системы уравнений

Учебное пособие для школьников решение тригонометрических уравнений

Учебное пособие для школьников тригонометрия в ЕГЭ по математике

Учебное пособие для школьников степень с рациональным показателем

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе для 11 класса за 2003 — 2007 годы состояли из заданий трех видов: А — задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов, В — задания, на которые требуется дать краткий ответ, С — задания, выполнение которых требует развернутого ответа.

В 2008 году из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе были исключены задания с выбором ответа.

В 2015 году в демонстрационном варианте по литературе была изменена структура варианта:

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 — задания с кратким ответом, часть 2 — задания с развернутым ответом).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2016 — 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

  • Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления)
  • Введена четвертая тема сочинения.
  • Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
  • Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 42 до 58 баллов.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом:

  • внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2),
  • для заданий 9 и 16 в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе,
  • для заданий 17.1–17.4 в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2020 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года изменений не было.

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2021 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2020 года было изменено только задание 7 с кратким ответом: в текст с пропуском двух слов необходимо вписать два литературных термина или литературных факта.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector