1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вал отбора мощности МТЗ-80: Принцип работы, неисправности, регулировка

Вал отбора мощности МТЗ-80: Принцип работы, неисправности, регулировка

ВОМ на тракторе МТЗ-80 и 82, как и на любом другом тракторе – это вал, который передает вращательный момент с двигателя на различное навесное оборудование. Схема ВОМ, обслуживание, регулировка и ремонт.

Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности

Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.

Rabota-zadnego-VOM-MTZ-82.jpg

Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Итак, конструкция ВОМ трактора «МТЗ-82» – такая же, как и у «МТЗ-80». Задний вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» – комбинированного типа. Это значит, что ВОМ может быть снабжён как независимым, так и зависимым, то есть синхронным, приводом. При независимом приводе частота вращения вала определяется частотой вращения дизельного двигателя, а при зависимом (синхронном) приводе – скоростью движения трактора.

Приводом независимым ВОМ связывается непосредственно с маховиком мотора. Это обеспечивает независимую от скорости движения трактора частоту вращения вала отбора мощности. Не повлияет на чистоту вращения ВОМ и включенное либо выключенное сцепление. Привод независимый – двухскоростной. Он имеет две частоты вращения (540 или 1000 оборотов в минуту), при частоте вращения силового агрегата – 2100 оборотов в минуту.

Приводом синхронным ВОМ связывается непосредственно с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач «МТЗ-82». Поэтому частота вращения вала отбора мощности привязана к скорости движения трактора и составляет 3,5 оборота на каждый метр пути, который проехал трактор.

Переключение на независимый либо синхронный привод производится муфтой, перемещаемой при помощи поводка, который находится на полике кабины. А именно: если поводок муфты перевести против часовой стрелки, то задействуется привод синхронный; если же повернуть по часовой стрелке – включается независимый привод. Среднее положение поводка – это «нейтралка». В каждом из указанных положений муфту переключения можно закрепить при помощи пружинного фиксатора.

Не синхронный тип следует запускать только при неработающем двигателе, либо при самой минимально частоте вращения коленчатого вала. Синхронный — только на тракторе, который остановлен.

Независимый и синхронный приводы ВОМ «МТЗ-82»

Скорость вращения вала отбора мощности стандартизирована в определённых значениях (540, 1000 оборотов в минуту) специально для корректной работы с навесным и прицепным оборудованием. Так как иначе работа на дополнительном устройстве с неподходящей для него скоростью может привести либо к недостаточной его производительности, либо к его поломке.

Когда включён независимый привод, вращение от внутреннего вала привода, который находится внутри вторичного вала коробки передач, через муфту переключения передаётся на вал коронной шестерни планетарного редуктора ВОМ.

Когда задействуется синхронный привод муфта перемещается вперёд, разъединяясь с внутренним валом независимого привода и соединяясь со шлицами ступицы ведущей шестерни 2-й ступени редуктора коробки передач.

ВОМ МТЗ и его устройство

Cостоит из таких элементов как:

  1. Тяга и рычаг;
  2. Корпус и колпак;
  3. Фиксатор и его пластина;
  4. Шестерня (передвижная);
  5. Поводок и ВОМ МТЗ.

Механизм включают и выключают при обязательно выключенной муфте сцепление. Кроме этого элемент оснащен планетарным приводом, который монтируется в корпус заднего моста.

ВОМ трактора МТЗ - назначение, устройство

Техническое обслуживание ВОМ «МТЗ-82»

Техобслуживание вала отбора мощности трактора «МТЗ-82» заключается, прежде всего, в регулярном осмотре резьбовых соединений и их проверке, а также в периодической регулировке механизма управления. Смазываются механизмы ВОМ, которые размещены в корпусе заднего моста, маслом, заправляемым в трансмиссию.

Включать независимый привод следует при минимальной частоте вращения дизельного двигателя. Синхронный привод включается при работающем моторе после включения передачи, при плавном включении механизма сцепления.

Техническое обслуживание ВОМ «МТЗ-82»

В процессе эксплуатации необходимо периодически внимательно присматривать за изменениями в положении рычага управления ВОМ, не допуская, чтоб он упирался в полик кабины трактора (поскольку это приведёт к буксованию тормозных лент).

Если ход рычага управления увеличился, или усилие на рычаге, во время его перевода из положения «включено» в положение «выключено» заметно возросло, это свидетельствует о том, что необходимо произвести регулировку.

tekhnicheskoe-obsluzhivanie-vom-mtz-82--01

Регулировка вала отбора мощности «МТЗ-82» производится по следующему плану:

  • Установка оси эксцентрика в её первоначальное положение. Риска, которая специально на неё нанесена, должна находиться с правой стороны и располагаться в вертикальном положении.
  • Фиксация установленного положения с помощью стопорных пластин.
  • Отсоединение тяги. Откручивание болтов на стакане и высвобождение пружины.
  • Снятие крышечки с люка заднего моста, чтобы добраться до головки натяжного винта. Переведение рычага в нейтральное положение и его фиксация болтом.
  • Снятие стопорной пластины, затягивание винта до упора. Заворачивание упорного болта в наружный стакан. Перевод рычага в положение «вкл.». Установка тяги. Установление необходимого люфта рычага.

После завершения регулировки — возврат всех деталей на свои места, усиление тяг и крепёжных болтов контрагайками.

В процессе разборки стакана, ВОМ с установленной в нём сжатой пружиной, важно соблюдать осторожность, и все операции выполнять аккуратно, в определённой последовательности. Для разборки и сборки стакана с сжатой пружиной лучше всего использовать пресс или струбцину.

Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.

Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.

Читайте так же:
Где стоит термостат на камазе

В состав комплекта входит:

  • Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
  • Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
  • Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
  • Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.

Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).

Цены на запчасти и ремонт

ВОМ на МТЗ-82 можно купить в сборе или отдельными запчастями: их можно найти в специальных каталогах на сайтах, их удобство заключается в том, что все детали тщательно подобраны, а значит минимизирован риск того, что деталь «не подошла».

Сколько стоит? Б/у ВОМ можно приобрести по цене от 8 тыс. рублей (в зависимости от состояния).

Стоимость запчастей очень разнится: вал можно купить от 2.500 до 4.000 рублей; хвостовики и шестерни – около 1.500 рублей.

Замена ВОМ обойдется в 6.000 рублей, а ремонт (зависит от сложности) – около 7.000. Регулировка стоит 1.200 – 2.000. Ремонт привода ВОМ – до 15.000 рублей.

Делали ли Вы ремонт или регулировку ВОМ самостоятельно?

Другие статьи

#Палец штанги реактивной

Палец штанги реактивной: прочная основа шарниров штанг

23.06.2021 | Статьи о запасных частях

В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.

#Клапан МАЗ включения привода сцепления

Клапан МАЗ включения привода сцепления

16.06.2021 | Статьи о запасных частях

Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.

#Оправка поршневых колец

Оправка поршневых колец: установка поршней – быстро и просто

09.06.2021 | Статьи о запасных частях

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

14.11. Валы отбора мощности

Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором. ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.

В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего (обычно у самоходных шасси) и бокового расположений.

Заднее расположение ВОМ строго регламентировано в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также по расстоянию от оси подвеса механизма навески.

К механизмам отбора мощности и, в том числе, к ВОМ предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать:

— число ВОМ, их расположение, режимы вращения и количество скоростей должны полностью обеспечивать требования всего комплекса агрегатируемых с трактором приводных (получающих мощность через ВОМ) машин;

— механизм отбора мощности и, в том числе хвостовик ВОМ, должен обеспечивать передачу номинальной эксплуатационной мощности двигателя;

— конструкция механизма отбора мощности должна обеспечивать простое и легкое переключение режимов и скоростей вращения ВОМ с места тракториста, исключая самопроизвольность этой операции;

— вся информация о работе ВОМ трактора (номер ВОМ, режим, частота вращения, направление вращения, уровень передаваемой нагрузки) должна выводиться в легко читаемой форме на пульт управления;

— конструкция механизма отбора мощности трактора должна обеспечивать защиту ВОМ от перегрузок.

Кроме перечисленных к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов предъявляют ряд требований, обусловленных спецификой их работы.

Привод ВОМ должен обеспечивать возможность :

— последовательного разгона сначала рабочих органов машин, а затем всего МТА;

— кратковременной остановки трактора без остановки рабочих органов машин;

— переключения передач во время работы трактора без остановки рабочих органов машин;

— включения и выключения рабочих органов машин без останов-

В зависимости от передаваемой мощности все хвостовики (ведомые валы) ВОМ разделены на четыре типа:

1) для передачи мощности до 60 кВт (82 л. с.) при частоте вращения 540 мин -1 с восемью прямозубыми шлицами, наружным диаметром 38 мм;

2) для передачи мощности до 92 кВт (126 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 21-м эвольвентным шлицем, диаметром 35 мм;

3) для передачи мощности до 185 кВт (250 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 20-ю эвольвентными шлицами, диаметром 45 мм;

4) для передачи мощности до 250 кВт (340 л. с.) при частоте вращения 1000 мин -1 с 20-ю эвольвентными шлицами, диаметром 55 мм.

По частоте вращения хвостовиков (режимам работы) ВОМ делятся на вращающиеся с постоянной частотой (при постоянной часто-

те вращения двигателя) и на ВОМ с частотой вращения, зависящей от скорости движения трактора — синхронные.

Читайте так же:
Как натянуть ремень на мотоблоке

Постоянная частота вращения ВОМ используется для привода тех машин, у которых рабочие органы должны иметь постоянную скорость, не зависящую от поступательной скорости МТА (уборочные машины, машины по заготовке кормов, ротационные почвообрабатывающие и др.). С целью оптимизации привода различных машин используются ВОМ с разной частотой вращения, которые могут быть: 540; 750; 1000 и 1400 мин -1 . Наиболее часто на тракторы устанавливают ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540 и 1000 мин -1 , что в основном определяется требованиями со стороны агрегатируемых с трактором машин.

Статистика показывает следующее.

Для тракторов с двигателем мощностью до 60 кВт применяют двухскоростные задние ВОМ с частотами вращения хвостовиков: 540 и 1000 мин -1 , 540 и 750 мин -1 или 750 и 1000 мин -1 ;

Тракторы с двигателем мощностью 60. 95 кВт могут иметь трехскоростные ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540, 750 и 1000 мин -1 , а иногда и четырехскоростные с частотами вращения 540, 750, 1000 и 1400 мин -1 ;

Для тракторов с двигателем мощностью более 95 кВт применяют задние двухскоростные ВОМ с частотами вращения хвостовиков

540 и 1000 мин -1 или 750 и 1000 мин -1 ;

Для тракторов с двигателем мощностью более 160 кВт чаще

применяют односкоростные ВОМ с частотой вращения хвостовика 1000 мин -1 .

С целью повышения топливной экономичности тракторы, оснащенные двигателями постоянной мощности, могут эксплуатироваться в так называемом «экономичном» режиме, т.е. при пониженной частоте вращения коленчатого вала. Частота вращения хвостовика ВОМ должна соответствовать указанным выше величинам, что обеспечивается встраиванием в привод ВОМ соответствующих редукторов с передаточным числом, компенсирующим снижение частоты вращения двигателя. Этому варианту вращения ВОМ присваивается обычно индекс «Е». Поэтому трактор может иметь ВОМ с частотой вращения хвостовика 540 и 540Е мин -1 . В последнем случае указывается частота вращения хвостовика ВОМ, соответствующая экономичному режиму работы двигателя.

Механизмы отбора мощности по возможности управления ВОМ с постоянной частотой вращения, а следовательно ВОМ, делятся на

три вида: полностью зависимые, полностью независимые и частично независимые.

Полностью зависимый ВОМ (рис. 14.29, а ) имеет привод (отбор мощности) от ведомого вала главного сцепления 2 или связанного с ним вала. Включение ВОМ осуществляется с помощью подвижной зубчатой каретки 1 при неподвижном тракторе. Легко представить, что такой ВОМ не удовлетворяет ни одному из перечисленных выше специфических требований к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов, так как нет возможности последовательного разгона элементов МТА, нельзя остановить трактор без остановки рабочих органов приводимых от ВОМ машин, невозможно включать и выключать рабочие органы машин на ходу МТА.

Полностью независимый ВОМ должен управляться независимо от поступательного движения МТА. Достигается это двумя вариантами исполнения привода ВОМ:

1) фрикционное сцепление 3 представляет двухпоточную двойную с независимым управлением конструкцию, от второго ведомого диска которой осуществляется привод независимого ВОМ (рис.

14.29, б ); 2) привод (рис. 14.29, в ) выполняется от ведущих деталей глав-

ного сцепления 2 (обычно от корпуса), а для управления ВОМ в цепи привода устанавливается механизм 4 с фрикционным разрывом потока мощности (фрикционное сцепление или планетарный редуктор, управляемый двумя тормозами).

Частично независимый ВОМ получает привод от второго диска двойного с последовательным управлением фрикционного сцепления 3 (рис 14.29, б ). При его выключении сначала разрывается поток мощности, идущий на ходовую систему, а при дальнейшем нажатии на педаль управления разрывается поток мощности идущий на ВОМ. При включении сцепления процесс протекает в обратной последовательности. Поэтому здесь невозможно на ходу движения МТА включать и выключать ВОМ (рабочие органы машины). Остальные требования частично независимый ВОМ выполняет полностью.

Иногда используют схему (рис. 14.29, г ), когда в трансмиссии трактора устанавливают последовательно два однопоточных постоянно замкнутых сцепления 2 и 4 , управление которыми осуществляется последовательно через общий привод. При нажатии на педаль управления сцеплениями 2 и 4 сначала выключается главное фрикционное сцепление 2 , а затем фрикционное сцепление 4 привода ВОМ. При отпускании педали включение сцеплений 2 и 4 осуществляется в обратной последовательности.

Такая схема привода ВОМ применяется весьма ограниченно и только на колесных универсально-пропашных тракторах.

Рис. 14.29. Схемы приводов ВОМ:

1 — подвижная каретка; 2 — главное сцепление; 3 — двойное сцепление; 4 — сцепление привода ВОМ; 5 — вторичный вал коробки передач; 6 — зубчатая муфта; 7 — планетарный ряд; 8 — зубчатый венец; 9 — вал; 10 — колесо с зубчатым венцом; 11 — зубчатая муфта

Наибольшее распространение на тракторах класса 0,6-2 получили полностью независимые ВОМ, как наиболее полно соответствующие условиям работы.

Полностью зависимые ВОМ на колесных тракторах не применяются, но используются на гусеничных тракторах, так как возможности ВОМ расширяются из-за специфики трогания гусеничных тракторов не только путем включения главного сцепления, но и замыканием одновременно левого и правого механизмов поворота (многодисковых фрикционных муфт поворота или планетарных механизмов). Поэтому одно из важнейших требований к приводу ВОМ — ступенчатый разгон элементов МТА выполняется путем замыкания сначала кинематической цепи ВОМ (включение главного сцепления при выключенных механизмах поворота), а затем кинематической цепи привода ходовой системы трактора (замыкание механизмов поворота).

При необходимости гусеничные тракторы оснащаются полностью независимыми ВОМ.

Синхронный ВОМ применяется в том случае, когда МТА должен выполнять определенное число операций на заданном пути движения, что свойственно работе сеялок, сажалок, удобрителей и др. Через синхронный ВОМ получает движение ходовая система активных прицепов.

Читайте так же:
Как настроить плуг на мотоблоке

Привод синхронного ВОМ выполняется от той части трансмиссии, передаточное число которой до ходовой системы остается неизменным и неразрываемым. Чаще всего отбор мощности берется от вторичного вала 5 коробки передач (рис. 14.29, д ) или от шестерен постоянно связанных с ним. Включение и выключение синхронного ВОМ осуществляется при неподвижном тракторе с помощью зубчатой муфты 6 .

Общепринятая частота вращения синхронного ВОМ 3,3-3,5 оборота на 1 м пути.

Обычно синхронные ВОМ устанавливаются на тракторах класса

Конструктивно механизм отбора мощности выполняется так (рис. 14.29, е ), чтобы хвостовик заднего ВОМ мог вращаться с переключаемыми режимами и переключаемыми частотами. Такой ВОМ (двухрежимный) является комбинированным.

На схеме (рис. 14.29, е ) ВОМ может работать как полностью независимый двухскоростной, так и синхронный.

Для обеспечения работы ВОМ в независимом режиме зубчатую муфту 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 8 вала 9 , а включение

заданного скоростного режима осуществляется с помощью зубчатой муфты 11 и тормоза Т 2 планетарного ряда 7. Тормоз Т 1 служит для остановки хвостовика ВОМ после выключения тормоза Т 2 .

Работа ВОМ в синхронном режиме осуществляется путем соединения зубчатой муфты 6 с зубчатым венцом колеса 10 , связанного со вторичным валом коробки передач и включением Т 2 планетарного ряда 7.

Процесс переключения современных ВОМ осуществляется разными способами. Наряду с обычным механическим все большее распространение получает электрогидравлическое управление, когда многодисковое непостоянно замкнутое фрикционное сцепление с гидроподжатием в цепи привода ВОМ замыкается (размыкается) потоком масла от распределителя, управляемого электроприводом.

Управление ВОМ, таким образом, производится путем нажатия трактористом на соответствующую кнопку, установленную на пульте или на многофункциональном рычаге управления.

Часть тракторов оснащается фронтальными ВОМ, управляющими приводом рабочих органов фронтально навешенных машин. В этом случае фронтальный ВОМ может быть кинематически связан с приводом заднего ВОМ. Он может получать движение от носка коленчатого вала двигателя через понижающий редуктор и управляющее сцепление. Как правило, фронтальный ВОМ является односкоро-

стным, полностью независимым, с частотой вращения хвостовика 1000 мин -1 .

Боковые ВОМ устанавливаются на те тракторы, с которыми агрегатируются машины в боковой навеске. Как было отмечено выше этот вид навески типичен для универсально-пропашных колесных тракторов тягового класса 0,6-2. Поэтому именно эта группа тракторов имеет наиболее разветвленную и многофункциональную систему ВОМ.

Все промышленные тракторы оснащаются ВОМ. Их количество, расположение и частота вращения зависят от назначения трактора, специфики агрегатируемых с ним машин-орудий, мощности двигателя и особенностей трансмиссии. Так, у трактора Т-330 с гидромеханической трансмиссией спереди установлены три ВОМ. Средний ВОМ полностью независимого типа получает привод от турбинного колеса комплексной гидропередачи, а крайние — синхронные, частоты вращения которых зависят от включенной передачи в коробке передач соответствующего борта. Эти ВОМ не изменяют направление своего вращения при изменении направления движения трактора, что отличает их от синхронных ВОМ сельскохозяйственных тракторов.

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Двухскоростной задний вал отбора мощности минитракторов МТЗ-320 (ВОМ) установлен в корпусе заднего моста и обеспечивает привод агрегатируемых с трактором машин в зависимом или синхронном режимах.

Рис. 20. Задний ВОМ трактора МТЗ-320

1,4- вал; 2 — втулка; 3 — штифт; 5 — вилка; 6 — блок-шестерня; 7 — штифт; 8, 20 — подшипник; 9 — болт; 10 — валик; 11 — кольцо стопорное; 12 — вал; 13 — кольцо стопорное; 14 — хвостовик; 15 — плита; 16 — манжета; 17 — шестерня; 18 — шестерня; 19 — кольцо; 21 — штифт; 22 — заглушка; 23 — пластина.

При номинальных оборотах двигателя зависимый режим работы вал отбора мощности ВОМ МТЗ-320 обеспечивает частоту вращения хвостовика 540 и 1000 об/мин, при синхронном — 3,4 и 6,3 об/м пути.

Задний ВОМ минитрактора МТЗ-320 состоит из вала 1 привода и редуктора, который включает (рис. 20) : вал 4, подвижную блок-шестерню 6, шестерни 17, 18, установленные на валу 12, который вращается на подшипниках 11, 20, заглушку 22 и двухсторонний хвостовик 14, установленный в шлицах вала 12 и зафиксированный в нем стопорным кольцом 13.

Блок-шестерня 6 при помощи вилки 5 и валика 10 может устанавливаться в трех положениях и фиксироваться в этих положениях пластиной 23 и болтом 9.

В зависимости от положения блок-шестерни задний вал отбора мощности МТЗ-320 может быть установлен:

— на работу в режиме 540 об/мин или 3,4 об/м пути;

— на работу в режиме 1000 об/мин или 6,3 об/м пути;

Вал отбора мощности ВОМ МТЗ-320 выключен.

Зависимый привод вал отбора мощности МТЗ-320 осуществляется от ведомого диска сцепления через вал, зубчатый венец, шестерню, втулку, шестерни, вал привода ВОМ коробки передач и далее, вал 1 (рис. 20), втулку 2 на вал 4 редуктора ВОМ и через редуктор — на хвостовик ВОМ.

При этом частота вращения вала 4 редуктора вала отбора мощности МТЗ-320 зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя, а при выключении сцепления привод ВОМ выключается.

Для переключения на синхронный привод ВОМ МТЗ-320 подвижная шестерня коробки передач вводится в зацепление с шестерней, установленной на выходном валу.

Синхронный привод осуществляется от вала через шестерни, вал коробки передач и далее через вал 1 (рис. 20), втулку 2 на вал 4 редуктора ВОМ.

При этом частота вращения вала редуктора (и, соответственно, хвостовика ВОМ МТЗ-320) пропорциональна числу оборотов задних колес трактора.

Читайте так же:
Как настроить плуг на мтз

Хвостовик вала отбора мощности МТЗ-320 имеет с одной стороны 6 (или 8) щлицов для соединения с машинами, требующими частоты вращения привода 540 об/мин или 3,4 об/м пути, а с другой — 21 щлиц для привода машин, приводимых с частотой вращения 1000 об/мин или 6,3 об/м пути и может устанавливаться с любой стороны.

Для перестановки хвостовика вала отбора мощности МТЗ-320 необходимо:

Снять стопорное кольцо 13 (рис. 20).

Вынуть хвостовик 14 и установить его в вал 12 нужными шлицами наружу.

Установить на место стопорное кольцо 13.

Управление валом отбора мощности МТЗ-320

Управление ВОМ МТЗ-320 осуществляется следующим образом:

Установите зависимый или синхронный режим рычагом 1 (рис. 21) управления.

Рис. 21. Управление ВОМ МТЗ-320

1 — рычаг управления ВОМ; 2 — ограничитель.

Для установки зависимого режима (см. рис. 21, а):

— установите рычаг 1 в нейтральное положение;

— установите ограничитель 2 в положение В (в правое отверстие), не заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;

— проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт крепления ограничителя до отказа.

Включение зависимого режима работы вала отбора мощности МТЗ-320 производите при минимальных оборотах двигателя и выключенном сцеплении перемещением рычага 1 вперед по ходу трактора до установки в фиксированное положение I.

Для установки синхронного режима работы (см. рис. 21, б):

— установите рычаг 1 в нейтральное положение;

— установите ограничитель 2 в положение А (в левое отверстие), не заворачивая винт крепления ограничителя до отказа;

— проверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт до отказа.

При неиспользовании вала отбора мощности МТЗ-320 рычаг 1 должен находиться в нейтральном положении.

Рис.22. Режим частоты вращения хвостовика ВОМ МТЗ-320

Установите режим частоты вращения хвостовика ВОМ 540 или 1000 об/мин (3,4 или 6,3 об/м пути) валиком 2 (рис. 22), для чего:

— отверните на 2-3 оборота болт 3 и выведите пластину 1 из кольцевой выточки на валике 2;

— установите валик 2 в переднее (по ходу трактора) положение для обеспечения частоты вращения хвостовика вала отбора мощности МТЗ-320 — 1000 об/мин или 6,3 об/м пути или крайнее заднее для обеспечения частоты вращения 540 об/мин или 3,4 об/м пути;

Среднее положение — редуктор вала отбора мощности МТЗ-320 выключен.

— зафиксируйте положение валика 2 пластиной 1 и затяните болт 3.

Переключение скоростного режима редуктора валиком 2 производите на остановленном тракторе при неработающем двигателе.

При необходимости слегка проверните хвостовик ВОМ.

Хвостовик заднего ВОМ МТЗ-320 начинает вращение на зависимом режиме при включении сцепления, а на синхронном — с началом движения трактора.

Задний вал отбора мощности Беларус МТЗ-82.1

Задний ВОМ трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27, размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КПП, муфту переключения привода 27 на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора.

Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КПП.

Планетарный редуктор ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16 образует ленточный тормоз включения.

Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20.

Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20 устанавливаются сменные хвостовики 10, восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).

На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5.

ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком 10.

Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.

Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ

Регулировку зазора в ленточных тормозах необходимо выполнять, если вал отбора мощности «пробуксовывает».

Регулировку механизма управления ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо производить в следующей последовательности:

— установить рычаг 6 в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (отверстие Г на соответствует отверстию А на рисунке);

— открутив пять болтов, cнять крышку люка 15 заднего моста для доступа к регулировочным винтам 11;

— расшплинтовать и снять пластину 7;

— завернуть поочередно регулировочные винты 11 крутящим моментом от 8 до 10 Нм, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины 7);

Читайте так же:
Бульдозер что это такое

— снять технологический болт М10×60;

— завернуть болт, выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9 гайкой;

— угловой ход рычага 6 под действием пружины 7 в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;

— установить на регулировочные винты 11 пластину 7 и шплинты 3,2х18.019 ГОСТ 397-79;

— установить крышку люка 15 заднего моста на место.

Рис.59. Планетарный редуктор заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1

1 – кронштейн; 2 – пружина; 3 – эксцентриковая ось; 4, 5 – рычаг; 6 – валик управления; 7 – пластина; 8 – болт фиксации хвостовика; 9 – стопорная пластина хвостовика; 10 – хвостовик; 11 – регулировочный винт; 12 – стопорная пластина; 13 – болт фиксации стопорной пластины; 14 – ось; 15 –- крышка; 16, 18 – тормозные ленты; 17 – барабан включения; 19 – тормозной барабан; 20 – вал; 21 – ось сателлита; 22 – коронная шестерня; 23 – сателлит; 24 – солнечная шестерня; 25 – водило; 26 – вал коронной шестерни; 27 – муфта переключения привода (синхронный/независимый), 28 – болт М10х60, необходимый для регулировки зазора в ленточных тормозах (технологический).

Внешняя подрегулировка тормозных лент

В эксплуатации подрегулировку тормозных лент вала отбора мощности Беларус МТЗ-82.1, 80.1 производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).

При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3 устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной 12 и болтом 13.

Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11 на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось 3 механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной 12 и болтом 13. Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах. Если неисправность не устраняется, замените ленты.

Управление задним ВОМ

На тракторе установлено механическое управление задним валом отбора мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1. Схема управления представлена на рисунке.

Рычаг 5 имеет два положения:

— «включен» — крайнее заднее положение;
— «выключен» — крайнее переднее положение.

Рычаг 5 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 7. Дожатие его рукой не допускается.

Размер В должен быть равен 35+10 мм при крайнем заднем положении рычага 5. Размер В регулируется с помощью изменения длины тяг 1 и 4. Для изменения длины тяг 1 и 4 необходимо расконтрить гайку и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера В (35+10 мм).

Рис.60. Механическое управление ВОМ

1 – тяга; 2 – кронштейн; 3 – крышка; 4 – тяга; 5, 6 – рычаг; 7 – пружина; 8 – ушко; 9 – болт.

Управление задним валом отбора мощности на тракторах с тент-каркасом на базе малой кабины

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины установлено механическое управление задним ВОМ. Схема управления задним представлена на рисунке.

Рычаг 1 имеет два положения:

— «включен» — крайнее верхнее положение;
— «выключен» — крайнее нижнее положение.

Рычаг 1 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 5. Дожатие его рукой не допускается.

Размер Б должен быть равен 50+10 мм при крайнем заднем положении рычага 10. Размер Б регулируется с помощью изменения длины тяги 4. Для изменения длины тяги 4 необходимо расконтрить гайку 3 и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера Б (50+10 мм).

Рис.61. Механическое управление ВОМ на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины

1 – рычаг управления; 2 – регулировочная вилка; 3, 7 – гайки; 4 – тяга; 5 – пружина; 6 – наружный стакан; 8 – упорный болт; 9 – установочный болт (толькодля регулировки); 10 – рычаг валика управления; 11 – валик управления; 12 – регулировочные винты; 13 – внутренний стакан; 14 — рычаг.

Боковой полунезависимый вал отбора мощности

Для привода агрегатируемых машин предусмотрен боковой полунезависимый ВОМ.

Рис.62. Место установки на тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 бокового полунезависимого вала отбора мощности

1 – боковой полунезависимый ВОМ; 2 – шестерни вала первой передачи; 3 – шестерня.

Боковой полунезависимый вал смонтирован в отдельном корпусе 1, который крепится к левой боковой плоскости КПП вместо крышки. Привод ВОМ осуществляется от шестерни вала первой передачи и заднего хода КПП через подвижную шестерню 2, которая перемещается поводком 6 по шлицам вала.

Включение и выключение бокового вала производится при выключенной муфте сцепления с помощью тяги 3. Фиксация включенного или выключенного положения подвижной шестерни 2 осуществляется с помощью фиксирующей пластины 5, взаимодействующей с рычагом 4.

Рис.63. Боковой полунезависимый ВОМ

1 – корпус; 2 – подвижная шестерня; 3 – тяга; 4 – рычаг; 5 – фиксирующая пластина; 6 – поводок; 7 – колпак хвостовика ВОМ.

При монтаже некоторых агрегатируемых машин боковой полунезависимый ВОМ следует снять, отвернув пять болтов М12х35 и два болта М12х45.

Затем установить на его место крышку КПП, прикладываемую в ЗИП трактора. При обратной установке бокового полунезависимого вала никаких регулировок не требуется.

Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector