0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цетановое число дизельного топлива

Цетановое число дизельного топлива

Эффективность работы дизельного двигателя в значительной степени определяется качеством используемого топлива, которое, в свою очередь, зависит от такого показателя как цетановое число (ЦЧ). Оно обозначает уровень способности дизельного топлива воспламеняться при определенной температуре.

Что означает цетановое число?

Цетановое число — это параметр, определяющий период между впрыском в цилиндр двигателя дизельного топлива и началом горения. Очевидно, что при повышении ЦЧ время задержки уменьшается, а топливная смесь сжигается спокойнее и более плавно.

В настоящее время считается наиболее приемлемым для эффективной работы двигателя дизельное топливо с рассматриваемым параметром между 45 и 55. При его уровне ниже 40 серьезно увеличивается задержка горения, что приводит к нарастанию внутреннего давления в камере сгорания и вполне естественному быстрому износу двигателя.

Отечественные стандарты устанавливают минимальное цетановое число для всех видов дизельного топлива (как летнего, так и зимнего) на уровне 48. В некоторых случаях (использование зимой в арктических условиях) допускается снижение показателя до 40.

К премиальным классам топлива относится то, у которого рассматриваемый параметр находится в пределах от 51 до 55. Оно, как правило, значительно легче, эффективнее для запуска двигателя зимой и образует при сжигании меньше дыма. При увеличении ЦЧ более 60 происходит обратный процесс, качество топлива снижается, что связано с неполным его сгоранием, увеличением расходы и объема выделяемых выхлопных газов.

Оптимальный показатель цетанового числа обеспечивает:

  • низкий уровень шума дизельного двигателя при работе;
  • отменные параметры тяги;
  • высокую степень сгорания используемого топлива без перегрева двигателя;
  • минимально возможный износ элементов и деталей мотора.

Учитывая вышесказанное, становится очевидным, насколько выгоднее и эффективнее применять дизельное топливо с оптимальным ЦЧ.

Методы определения

В настоящее время разработано несколько способов измерения цетанового числа. К их числу можно отнести:

  • метод стандартного двигателя. Классический способ, применяющийся все реже. Это связано с наличием большого количества недостатков, главными из которых является громоздкое оборудование, значительный срок анализа (иногда — несколько часов) и недостаточная точность;
  • прямые методы. В этом случае используется не двигатель, а камера какого-то постоянного объема, при помощи которой определяется задержка воспламенения. Плюс данного способа — оперативность (около 20 минут), к недостаткам можно отнести зависимость результатов измерений от качества топлива;
  • непрямые методы. Наиболее прогрессивный и современный способ определения параметра. Он осуществляется при помощи различных инфракрасных спектрометров и основан на анализе состава компонентов топлива. Единственным недостатком метода считается невозможность учесть влияние применяемых «улучшителей» цетанового числа, используемых достаточно часто.

Методы увеличения

На данный момент активно применяется два основных способа повысить цетановое число.

Во-первых, этого можно добиться более глубокой переработкой исходного топлива. Этот метод наиболее эффективен, но достаточно сложный и ведет к большим потерям сырья.

Вторым способом улучшить характеристики топлива является добавления различных присадок и стабилизаторов. Их в настоящее время разработано немалое количество, а эффективность такова, что при внесении препарата, масса которого составляет 1,5% от веса топлива, цетановое число увеличивается на 5-10 единиц.

Читайте так же:
Как насосать на машину

Что такое цетановое число дизельного топлива?

Что такое цетановое число дизельного топлива?

Цетановое число дизельного топлива считается одним из важнейших показателей среди всех существующих. Оно позволяет рассмотреть особенности воспламеняемости горючего, которые оказывают непосредственное воздействие на работу ДВС. При этом ЦЧ всегда поддерживается в пределах от 40 до 55, т.к. понижение ухудшает рабочие показатели, а повышение увеличивает дымность и бессмысленный перерасход.

Стоимость высокоцетанового топлива немного выше более простых аналогов, но при этом удается получить целый комплекс преимуществ. Среди них экономичность, отсутствие вреда ДВС и получение максимального объема полезной энергии.

От чего зависит ЦЧ

Прежде чем купить дизельное топливо, нужно уточнять все эксплуатационные параметры. Среди них в обязательном порядке указывается данный параметр, который не может быть минимально допустимого в ГОСТ. На практике цетановое число напрямую зависит от ряда элементов:

Таким образом, изменение количества углеводородов позволяет повышать либо понижать показатель до того уровня, который требуется в данный момент. В отдельных случаях можно воспользоваться специальной добавкой, которая повышает показатель ЦЧ для топлива в баке автомобиля. Данный шаг изменяет состав смеси, из-за чего воздействие на автомобиль может быть уже не настолько благотворным.

Особенности определения показателя

Чтобы узнать показатель ЦЧ, необходимо воспользоваться специальным двигателем: ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165. Он позволяет детально рассмотреть набор следующих критериев:

время сгорания топлива;

наличие копоти и гари.

После этого производится сравнение с цетаном (ЦЧ – 100) и метилнафталином (ЦЧ – 0). В результате удается вычислить те показатели, которым соответствует горючее.

Важность использования правильного горючего

Всегда важно правильно выбирать горючее для своего автомобиля. Ведь далеко не всегда высокие показатели топлива идут на пользу. Существует всего 3 особенности, которые должен знать каждый автовладелец:

Оптимально. Идеальная работоспособность ДВС достигается только при условии, что ЦЧ горючего составляет от 40 до 55 единиц.

Мало. Если топливо не обладает достаточно высоким цетановым числом, то появляется слишком большая задержка воспламенения, из-за чего снижается давление и уменьшается итоговая мощность.

Много. Топливная смесь прогорает не полностью, в результате чего образуется очень много сажи и копоти. К тому же расход топлива ощутимо возрастает.

Заказать качественное дизельное топливо с доставкой можно у нас на сайте или по телефонам:

+7 (495) 280-75-45; +7 (495) 280-75-35, а также по электронной почте: vkh@mosneftegaz.ru

ООО «МОСНЕФТЕГАЗ» высококачественные нефтепродукты

Другие новости

Как правильно составлять и работать по агентскому договору

По агентскому договору одна из сторон (агент) совершает в интересах другой стороны (принципал) определённые действия за счёт последнего. За что получает агентское вознаграждение. читать далее

Характеристики дизельного топлива

Дизельное топливо используется реже, чем бензин. Чаще всего оно играет роль горючего для сельскохозяйственного транспорта.. читать далее

Читайте так же:
Что означают цифры на подшипниках

Мини АЗС с доставкой и установкой

Персональные АЗС – небольшие автономные комплексы, которые предназначены для обеспечения предприятий бензином, дизельным топливом и другими нефтепродуктами. Благодаря таким комплексам можно существенно сэкономить время и деньги на . читать далее

Что означает цетановое число дизельного топлива

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Октановое и цетановое числа: ваш гид по спецификациям топлива

Октановое и цетановое числа: ваш гид по спецификациям топлива

Пока электрокары и водородные автомобили не станут нормой, большинство из нас продолжит управлять автомобилями на ископаемом топливе

Пока электрокары и водородные автомобили не станут нормой, большинство из нас продолжит управлять автомобилями на ископаемом топливе. Такое развитие событий не очень хорошо для окружающей среды, но это единственный вариант, который у нас есть в сложившейся ситуации.

В этой связи мы решили углубиться в вопросы топлива. История затронет только бензин и солярку без упоминания альтернативных решений, имеющих ограниченную доступность в глобальном масштабе (например, сжиженный природный газ).

В отличие от других продуктов, бензин и дизельное топливо имеют очень мало спецификаций, которые публикуются и рекламируются наравне с ценой. Как правило, основной характеристикой бензина является октановое число, но для дизеля все по-другому.

Бензин. Бензин применяется в ДВС с искровым зажиганием. Когда-то давно все формы бензина имели добавку, основанную на свинце. С 70-х годов началось «искоренение» этой добавки, и с 1995 года она запрещена в большинстве стран.

Когда свинцовая добавка была введена, она помогла повысить основную характеристику бензина – октановое число. Другими словами, она помогла снизить детонацию двигателя, однако впоследствии этого удалось добиться улучшенными системами впрыска. Октановые числа варьируются от 86 до 98, но для разных рынков эти значения могут меняться.

Как вы можете себе представить, между типом 86 и типом 98 существует большая разница. Казалось бы, всего 12 пунктов, но отличия в работе мотора могут быть колоссальными: либо он работает, как будто вот-вот умрет, либо работает «как в сказке». Однако опять же это не универсальная аксиома.

Значение октанового числа заключается в способности топлива противостоять детонации двигателя. Чем выше число, тем лучше сопротивление этому явлению, которое может произойти в камере сгорания из-за высокого уровня тепла.

В Европе, как правило, не продается бензин октановым числом ниже 95, а кое-где можно купить бензин со значением 100 (в США – от 94 до 97). Очевидно, что он является самым дорогим в ассортименте, что связано с издержками производства топлива высшего сорта.

Еще одной спецификацией бензина является содержание этанола. На разных континентах нормы разнятся, но законы предписывают, чтобы его содержание не превышало 10%, так как автомобили до 2001 года выпуска не могут работать с более серьезным процентом.

Читайте так же:
Бруньки что это такое

Какой же бензин использовать лучше всего? Ответ на этот вопрос спрятан на обратной стороне крышки топливозаправочной горловины вашей машины. Атмосферные моторы легко переваривают «обычный» бензин, а вот высокопроизводительные требуют более высокого класса топлива.

Автомобиль, которому предписано «обычное» топливо, будет нормально работать на «премиуме», но это не повод пользоваться более дорогим типом, поскольку на большинстве машин разницы вы не заметите. Правда, некоторые исследования говорят иначе. Как бы то ни было, основное правило – не пользуйтесь самым дешевым бензином.

А вот езда на «обычном» там, где необходим «премиум», скажется на производительности, потому что электроника автоматически снизит отдачу для предотвращения детонации. Автомобили, которые были сильно модифицированы, обычно работают на «премиальном» топливе.

Дизель. Если ваша машина работает на дизельном топливе, то вы наверняка заметили, что характеристика октанового числа нигде не фигурирует. Вместо нее используется цетановое число, которое в мире колеблется от 40 до 55. Как и в случае с бензином, чем выше число, тем лучше топливо. В Европе солярка должна иметь минимальное цетановое число 51, в то время как в Северной Америке – 40.

Большинство заправок в Европе (где дизель более популярен, чем в США) продают дизельное топливо цетановым числом 51, хотя есть места, где можно найти 55. Вместо более высокого цетанового числа (что не является гарантией повышенной производительности) более дорогие сорта дизеля содержат присадки, которые привносят много полезного.

К ним относятся детергенты, диспергаторы воды и другие вещества, предназначенные для улучшения смазочных свойств. Детергенты здесь совсем не те, что используются в вашей стиральной машинке. Они призваны очищать топливные форсунки. А диспергаторы – это вещества, которые препятствуют накоплению воды.

Функция последних заключается в предотвращении замерзания топлива в зимний период. Также зимой заправочные станции продают дизель, который лучше переносит холод. Когда температуры достигают критических минимумов, более дорогая версия дизеля имеет смысл.

Помимо цетанового числа дизель отмечен еще одной важной спецификацией – количеством серы. В США все дизельное топливо, продаваемое после 1 декабря 2010 года, должно иметь «ультранизкое содержание серы». Максимальная норма – 15 миллионных долей.

В Европе схожее законодательство 2009 года привело к сокращению максимального содержания серы до 10 миллионных долей. Сера в сочетании с никелем когда-то была смазочным материалом в дизельном топливе, однако нефтяным компаниям удалось заменить ее альтернативой без потерь по сравнению с предыдущим стандартом – дизелем с «низким содержанием серы».

Какой же дизель использовать лучше всего? По аналогии с бензиновыми двигателями дизельные имеют рекомендации по топливу, размещенные на топливозаправочных горловинах. Вместо октанового числа там написано Diesel, а дополнительные спецификации указаны в руководстве пользователя.

Единственное, что вам нужно знать: никогда не используйте дизель, предназначенный для судовых двигателей и тепловозов. Это топливо не соответствует действующим стандартам, и вы рискуете повредить системы контроля выбросов.

Читайте так же:
406 двигатель инжектор сколько лошадиных сил

То же самое касается использования альтернатив дизельному топливу в современном двигателе. Например, применение растительного масла уничтожит ваш мотор.

Что касается общих правил эксплуатации, то вы их знаете, но на всякий случай повторимся: не берите за привычку «ездить на лампочке». Это может негативно сказаться на топливном насосе и топливном фильтре. Также избегайте частых заправок небольшими количествами, что может «запутать» индикатор уровня топлива.

Автомобильные топлива, бензин и дизельное топливо, октановое и цетановое число, детонация, производство бензинов и дизельных топлив.

Долговечность работы двигателя автомобиля зависит от многих факторов. И в значительной степени – от качества применяемого топлива. Основными автомобильными топливами являются бензин и дизельное топливо.

Автомобильные топлива, бензин и дизельное топливо, октановое и цетановое число, детонация, производство бензинов и дизельных топлив.

Бензин – это смесь углеводородов (соединение углерода и водорода), имеющих температуру кипения от 30 до 200 градусов и присадок, предназначенных для улучшения эксплуатационных свойств топлива. Бензин используется в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры.

Неконтролируемое самовоспламенение части бензовоздушной смеси, сопровождающееся горением взрывного характера (скорость распространения фронта пламени возрастает с 15–20 до 1500–2500 м/с), называется детонацией.

Ее признаками являются:

— Характерные металлические стуки. Результат многократного отражения ударных волн от поверхностей цилиндров.
— Вибрации и снижение мощности двигателя.
— Увеличение расхода топлива.
— Повышение дымности отработанных газов.

Детонация приводит к:

— Перегреву и оплавлению поршней.
— Прогару прокладки головки блока цилиндров.
— Разрушению поршневых колец.
— Износу подшипников коленчатого вала.

Показатель стойкости бензина к детонации выражается октановым числом (ОЧ) бензина. Оно определяется в лабораторных условиях на моторной установке путем сравнения ее работы на испытуемом бензине и эталонном топливе (смеси изооктана с ОЧ=100 и гептана с ОЧ=0), детонационная стойкость которого известна.

Автомобильные топлива, бензин и дизельное топливо, октановое и цетановое число, детонация, производство бензинов и дизельных топлив

Октановое число равно содержанию изооктана в смеси с гептаном. Важнейшим условием бездетонационной работы двигателя является применение топлива с октановым числом, рекомендуемым заводом изготовителем. Оно указывается в марке бензина. К примеру, бензин АИ-95 обладает октановым числом 95.

Дизельное топливо.

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения 180–360 градусов. В некоторые марки дизельного топлива вводятся присадки для улучшения его эксплуатационных свойств. Оно предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

Дизельное топливо, впрыснутое в сжатый и нагретый в цилиндре воздух (500–700 градусов), должно распылиться, частично испариться и самовоспламениться за очень короткий промежуток времени (0,002-0,003 с). Он называется периодом задержки самовоспламенения.

Воспламеняемость дизельного топлива характеризуется цетановым числом. Оно определяется испытанием на моторной установке. Чем оно выше, тем короче период задержки самовоспламенения. Его численное значение равно процентному содержанию цетана в смеси с метилнафталином, воспламеняемость которой эквивалентна испытуемому дизтопливу.

Читайте так же:
Актуатор что это такое

При цетановом числе менее 40 (большом периоде задержки самовоспламенения) топливо в цилиндре успевает хорошо прогреться. Поэтому воспламенение носит взрывной характер и резко повышает давление в цилиндре. Такую работу дизеля называют «жесткой». Она вызывает ударные нагрузки на поршень, подшипники коленвала, приводит к их ускоренному износу.

Дизельное топливо с цетановым числом выше 55, поступив в цилиндр, не успевает хорошо прогреться. Поэтому давление в цилиндре нарастает равномерно, дизель работает «мягко». Однако при этом ухудшается процесс смесеобразования, что приводит к неполному сгоранию топлива, падению мощности и экономичности двигателя. Повышению дымности отработавших газов. Цетановое число летнего и зимнего дизельного топлива разное.

Производство бензинов.

Производство топлива – это комплекс технологических процессов, осуществляемых преимущественно на крупных нефтеперерабатывающих заводах. Потребление высокооктановых бензинов (например АИ-95, АИ-98) несколько выше, чем объем их производства на нефтеперерабатывающих заводах.

Это связано с низкой потребностью в этих бензинах в некоторых регионах. А малотоннажное производство крупным предприятиям не выгодно. Поэтому высокооктановые бензины производят небольшие фирмы, которые должны обладать допуском, выданным межведомственной комиссией по испытанию топлив, смазок и специальных жидкостей.

Эти предприятия получают бензин из компонентов, изготовленных промышленным путем на нефтеперерабатывающих заводах. Например, добавлением в АИ-92 12–15 % метил трет бутилового эфира получают бензин марки АИ-95, АИ-98, которые имеют вполне приемлемое качество. Используются также (в допустимых концентрациях) высокооктановые добавки – антидетонаторы.

Тем не менее встречаются недобросовестные производители, нарушающие технологию производства. В основном это заключается в изготовлении суррогатных бензинов из низкооктановых компонентов путем добавления антидетонационных присадок в концентрациях, превышающих допустимые нормы. Использование такого топлива в большинстве случаев приводит к нарушению нормальной работы двигателя и даже к выходу его из строя.

Например, превышение допустимых норм железосодержащих антидетонаторов вызывает отложение токопроводящего кранного налета на свечах, распылительных отверстиях форсунок и т. д. Налет практически не удаляется и выводит эти элементы из строя.

Производство дизельных топлив.

Зимнее дизельное топливо дороже летнего. Поэтому недобросовестные производители для снижения температуры застывания добавляют зимой в летнее дизтопливо бензины или керосины. У них довольно низкое цетановое число (у керосина – 20–40, у бензина – 14–24). Это приводит к жесткой работе двигателя и, соответственно, к повышению износа.

Добавление в дизтопливо некачественных депрессорных присадок, понижающих только температуру застывания и не влияющих на предельную температуру фильтруемости, вызывает забивание фильтров.

Дизельное топливо получают смешением прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношении, обеспечивающем требования стандарта по содержанию серы. Для обеспечения низкотемпературных свойств зимнее и арктическое дизтопливо получают из более легких фракций, чем летнее. Или проводят его депарафинизацию (извлечение парафинов).

По материалам книги «Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт».
Сергей Савосин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector