0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Три мифа о масляных фильтрах

Три мифа о масляных фильтрах

Масляный фильтр, это очень важная составляющая любого двигателя автомобиля. Не смотря, на простоту конструкции, этот элемент продлевает жизнь силового агрегата как минимум в три раза, он банально очищает масло, а также убирает всю грязь из двигателя. Тем не менее, автовладельцы часто не придают значения качеству данной детали, поэтому мы решили написать о самых распространенных заблуждениях.

Миф 1
В мире всего несколько изготовителей фильтровальной бумаги, поэтому цена фильтра не важна…
В реальности, один и тот же бумажный комбинат может выпускать бумагу различного качества и назначения, поэтому у каждого заказчика «своя рецептура» бумаги для фильтра. И на качество
фильтровальной бумаги влияет множество факторов: состав смеси древесин разных пород, количество и тип синтетического волокна, рецептура химических смол и мн.другое.

Миф 2
Все фильтры взаимозаменяемы и вполне достаточно подобрать подходящий масляный фильтр по размерам и резьбе.
В реальности, масляные фильтры одинаковы только визуально — металлическая «банка» с центральным отверстием с резьбой и уплотнительной резинкой. Поэтому многим кажется, что если фильтр прикрутился на посадочное место, значит он подходит. Это не так, фильтр нужно подбирать по каталогу и подходящий именно вашему авто.

Миф 3
Некоторые автолюбители считают, что дешёвый фильтр работает точно также как дорогой, просто срок его службы меньше, поэтому просто его нужно менять почаще.
В реальности: применение некачественного фильтра с сокращённым интервалом не приводит к результату качественной очистки.
Стоит отметить, что не только важно выбрать качественный фильтр, но еще и правильно его установить. Если фильтр будет недотянут, при работе двигателя масло под давлением будет выдавливаться через неплотно прилегающую прокладку. Двигатель будет терять масло и в итоге останется совсем без масла, а может, и без фильтра, который открутится по дороге. Если же фильтр затянуть слишком сильно, то можно банально сорвать резьбу на приемном патрубке и деформировать или выдавить прокладку, так, что она опять же начнет пропускать масло.

Поэтому TORQUE рекомендует правильно устанавливать фильтр:

1. Смазать моторным маслом поверхность прокладки (это требуется для того, чтобы прокладка скользила по посадочной поверхности двигателя, не сминаясь и своим трением не создавая иллюзии достаточного момента затяжки).
2. Закрутить фильтр от руки до касания прокладкой посадочной поверхности (то есть с этого момента дальнейшее закручивание фильтра будет обжимать прокладку).
3. Произвести окончательную затяжку, довернув фильтр еще на 3/4 оборота. На некоторых фильтрах указывают момент затяжки, встречаются рекомендации довернуть на 4/5 оборота или 1 полный оборот, но чаще всего фигурирует 3/4 оборота. То есть, примерно одного оборота с момента касания прокладкой посадочной поверхности будет достаточно для правильной затяжки фильтра. Тем самым обеспечивается требуемая герметичность соединения.

Как устроен масляный фильтр автомобиля?

Принцип работы прост. Грязное масло заходит через мелкие отверстия, которые идут по кругу, его туда закачивает масляный насос, который качает смазку из поддона двигателя. Далее оно «отгибает» антидренажный клапан и проходит в полость между бумагой и фильтрующим элементом.

Что находится внутри масляного фильтра?

Основная часть фильтра — это бумажный фильтрующий элемент. Он имеет внутреннюю обойму из перфорированного металлического листа с отверстиями для прохода масла, вокруг которой располагается фильтровальный материал. Фильтрующий элемент имеет верхнюю и нижнюю металлические крышки. Фильтровальная бумага, уложена гофрами.

Как работает Полнопоточный масляный фильтр?

Полнопоточный масляный фильтр подключается к системе смазки последовательно, и пропускает через себя весь объем масла, какой закачивает масляный насос. … Через него, в отличие от полнопоточного, проходит только часть масла. Таким образом, скорость очистки значительно уменьшается, но фильтрация проходит лучше.

Как циркулирует масло в масляном фильтре?

В системах, где он применяется, масло очищается постепенно, циркулируя сразу в двух контурах: прямом – от насоса к зонам трения, и очистном – от насоса, через фильтр и к зонам трения. В процессе циркуляции масла разных контуров смешиваются, что обеспечивает очистку смазки двигателя в целом.

Читайте так же:
Как правильно настроить противотуманные фары?

Что фильтрует масляный фильтр?

Основные виды загрязнений, которые фильтрует масляный фильтр

Абразивные частицы, которые попадают, в масло через воздушную и топливную системы. Частицы металла, которые образовываются вследствие трения движущихся деталей двигателя. Остатки, которые образовываются во время сгорания топлива.

Как проходит масло через фильтр?

Принцип работы прост. Грязное масло заходит через мелкие отверстия, которые идут по кругу, его туда закачивает масляный насос, который качает смазку из поддона двигателя. Далее оно «отгибает» антидренажный клапан и проходит в полость между бумагой и фильтрующим элементом.

Как подается масло в фильтр?

Принцип работы масляного фильтра

Масло поступает внутрь корпуса через периферийные отверстия в передней крышке. Под напором жидкости открывается противодренажный клапан. Смазка заполняет полость корпуса и под давлением просачивается от периферии через фильтрующий элемент к центральному каналу.

Как проверить без разборки работает ли масляный фильтр?

Для проверки загрязнения кожуха ротора без разборки фильтра необходимо запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 70-85°С. Затем остановить двигатель и прослушать работу фильтра. Его ротор должен вращаться еще 1,5-2 мин, что определяется по характерному звуку.

Как работает клапан в масляном фильтре?

Перепускной клапан позволяет направлять масло в обход фильтровального материала напрямую в двигатель, без очистки. Открываясь, клапан пропускает масло сразу к выходу из фильтра.

Где вход у масляного фильтра?

Через периферийные отверстия масло поступает в фильтр, через центральное — выходит из фильтра в магистраль. Под периферийными отверстиями находится лепестковый противодренажный клапан. Полнопоточный масляный фильтр, стрелками обозначен вход неочищенного масла и выход очищенного.

Зачем пружина в масляном фильтре?

Кроме того, если фильтр забит, то пружина в масляном фильтре открывает подачу масла через перепускной клапан без какой-либо фильтрации. Следует отметить, что при низкой частоте вращения двигателя, и если двигатель прогрет, перепускной клапан не открывается, и в двигатель попадает только очищенное масло.

Нужно ли заливать масло в масляный фильтр?

Заключение Ответ на вопрос: «Нужно ли лить масло в фильтр при замене моторной жидкости?» очевиден — не нужно. Ощутимого вреда такая процедура не принесет, но и пользы не будет, вы просто потратите дополнительное время.

Можно ли ставить масляный фильтр меньшего размера?

Масляный фильтр большего, меньшего размера или другой, отличающийся от других, не принесет никакой реальной выгоды или выгоды. Это не продлит смену масла, не заставит автомобиль двигаться быстрее или потреблять меньше топлива. Но это откроет возможность сбоя в системе смазки вашего автомобиля, что маловероятно.

Что будет если не поставить масляный фильтр?

Что будет, если перестать следить за масляным фильтром? Он забьется грязью, начнет препятствовать циркуляции смазки, и «движок», что логично, заклинит. … Добавим, что имеет смысл махнуть масляный фильтр внепланово, если мотор стал часто перегреваться или его мощность ощутимо снизилась.

Какие бывают масляные фильтры?

Остается только сказать, что масляные фильтры бывают четырех типов: механической очистки, гравитационные, центробежные и магнитные. Кроме этого, масляные фильтры бывают трех видов: полнопоточные, частичнопроточные и комбинированные.

Как снять масляный фильтр?

Принцип прост, берется мощная отвертка, потолще да подлиннее, ею пробивается в фильтре отверстие насквозь, после чего используя отвертку как плечо на фильтр оказывается силовое воздействие. Из-за увеличения силового плеча фильтр очень просто срывается, после чего его можно продолжить откручивать рукой.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

На заре автомобилестроения двигатели выпускались без картера, поэтому в ходу была капельная смазка или пресс-масленки. Даже первые конструкции с блок-картером «Де Дион-Бутон» 1896 года смазывались «по старинке». Но вскоре состоялся переход на агрегаты с масляной ванной, в которых смазка осуществлялась уже разбрызгиванием: щеки коленвала зацепляли масло и создавали внутри картера масляный туман, который уже смазывал все детали двигателя. А как же масло очищали от продуктов сгорания и прочих примесей? А никак. Каждые 600-800 км порция масла заменялась новой: старое сливалось, заливалось свежее, и машина ездила дальше. Увеличить срок эксплуатации масла догадались только спустя несколько десятилетий.

Читайте так же:
Как подключить проводные наушники к планшету самсунг?

Поскольку моторы начала ХХ века не отличались точностью — как изготовления, так и рабочего процесса, масло загрязнялось быстро — и продуктами сгорания, и продуктами износа двигателя. Единственный метод фильтрации масла, который фактически применялся в первых конструкциях моторов, — гравитационный, известный по принципу «грязь оседает». Все загрязнения просто опускались на дно картера, а поскольку масляных насосов у основной массы серийных моторов до середины 20-х годов не было, то сверху масло было чище, чем внизу. Подобная схема смазки и примитивная система гравитационной фильтрации применялись на недорогих двигателях до 30-х годов. Достаточно вспомнить, что моторы на Ford T и Ford A довольствовались смазкой разбрызгиванием без всяких фильтров, да и рядная шестерка Chevrolet тех лет обходилась без масляного насоса.

Преимущества смазки подшипников под давлением были вполне очевидны еще со времен паровых машин. Один из пионеров двигателестроения, компания De Dion-Bouton («Де Дион-Бутон») оказалась и одной из первых в использовании закрытого блок-картера. К 1903 году она в своем 1-цилиндровом моторе перешла на использование принудительной системы смазки с шестеренчатым насосом, но пока без давления — смазка просто подавалась непосредственно к подшипникам коленвала и шатуна.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

De Dion-Bouton начала ХХ века

В 1905 году в моторах Delaunay-Belleville («Делоне-Бельвиль») стала использоваться система принудительной смазки под давлением, правда, насос был поршневой. Превосходство такой системы позволило вытеснить системы капельной смазки в мощных 4-тактных двигателях уже к середине 20-х годов. Еще одним важным преимуществом было то, что масло можно было пропустить через фильтры, а это заметно увеличивало срок его службы.

Первопроходцы

Традиционно одним из первопроходцев в использовании фильтров в автомобилях считается Эрнест Свитленд (Ernest Sweetland), с именем которого связаны американские патенты на систему механической фильтрации масла и торговая марка Purolator. В 1924 году на машинах Chrysler Six установили новинку — масляный фильтр, который позволял увеличить интервал замены масла до 8000 миль (против 800-2000 миль в моторах без фильтров). Фильтровальный элемент изначально был тканевый, но по мере развития ткань вытеснили прессованные материалы на основе целлюлозы. Фильтр был неполнопроточный, система дроссельных отверстий пропускала большую часть масла в обход системы. К 1939 году почти все массовые американские двигатели имели принудительную систему смазки со сменным фильтром, и многие использовали продукцию и патенты Purolator. А годом ранее Свитленд запатентовал и выпустил сменную картонную вставку для масляного фильтра, что снижало стоимость обслуживания до минимума.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

В Европе развитие масляной фильтрации шло другим путем, точнее путями. Многообразие технических решений и отсутствие унификации в этой сфере были обусловлены наличием как минимум двух больших конкурирующих школ двигателестроения во время Первой мировой войны, большой востребованностью авиамоторов и ориентацией компаний на национальные решения.

Необходимость в фильтрации масла была понятна конструкторам еще на заре XX века, но каждый решал ее по-своему. Почти во всех двигателях с принудительной смазкой использовался «особо грубый» фильтр масла в виде сеточки маслоприемника. Еще до Первой мировой войны компании Lancia и Berliet применяли механическую фильтрацию с тканевыми и целлюлозными фильтрами, а Renault — центробежный фильтр с приводом от коленвала.

Читайте так же:
Что входит в состав подвески автомобиля?

Немецкие производители к 20-м годам в основном перешли на схему с пластинчатым фильтром грубой очистки с неполнопроточным фильтром тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом. К 30-м годам оформились основные схемы фильтрации масла в автомобилях, обеспечивающие требуемое качество: механическая фильтрация, при которой поток масла проходит последовательно через фильтры грубой и тонкой очистки, выполненные из пластин, ткани и целлюлозы, и центробежная, при которой масло подается в центрифугу, где тяжелые частицы загрязнений отделяются от капель чистого масла.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

Две конкурирующие технологии фильтрации

Механическая очистка кажется самым простым решением, но материалы и технологии до 60-х годов не позволяли создать фильтры, которые обеспечили бы полнопроточную фильтрацию, когда через фильтр проходит весь поток масла, требующийся двигателю. Проблему решали разными путями. Свитленд в Purolator использовал схему, при которой лишь 10-15% масла внутри фильтра проходило через систему очистки.

Европейские производители больше склонялись к схеме, в которой использовались несменный очищаемый полнопроточный фильтр грубой очистки, обычно состоящий из пластин, и внешний фильтр тонкой очистки, в который, в зависимости от режима работы двигателя, поступало до 10-20% объема масла.

Надо заметить, что в то время автомобилестроение развивалось быстро и многие машины и моторы в процессе производства модернизировались как раз с целью изменения системы фильтрования. Так, мотор Ford V8 Flathead, появившийся в 1932 году, оснащался системой смазки под давлением, но изначально не имел масляного фильтра — в нем использовалась оригинальная схема фильтрации центробежного типа: в щеках коленвала были оформлены полости, в которых скапливались загрязнения. Но с 1939-го компания стала предлагать фильтр Purolator в качестве дополнительного оборудования для легковых машин и стандартного — для грузовиков.

На престижных европейских автомобилях фильтры механической очистки в массе появились даже раньше: так, Mercedes 630K 1927 года и все 8-цилиндровые варианты с подобным мотором оснащались пластинчатым фильтром грубой очистки на блоке цилиндров и внешним неполнопроточным фильтром тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом на основе целлюлозы.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

Системы механической фильтрации были простыми в устройстве и обслуживании, сравнительно компактными, но, к сожалению, не очень приспособленными для больших потоков масла. Именно по этой причине использовали конструкции с двумя степенями фильтрации и неполнопроточными фильтрами или применяли альтернативные методы.

На фоне систем механической фильтрации центрифуга, предложенная Renault, выглядела даже интереснее. Система была полнопроточной, обеспечивала очистку всего объема масла, поступающего в мотор, и не имела сменных элементов. Нужно были лишь снимать и мыть корпус центрифуги и сливать жидкость из отстойника фильтра. В отличие от механической фильтрации, ограничений на пропускную способность у подобных фильтров нет, так что для больших моторов это очень удачное решение, правда, довольно объемное.

Работа подобных систем основана на разнице в массе между частичками масла и загрязнений. Тяжелые частицы «отжимает» к внешней стороне корпуса, и они либо налипают на стенки центрифуги, либо опускаются вниз, в отстойник. Чистое масло через отверстия в центральной части центрифуги идет обратно в двигатель. Вращение обеспечивается либо приводом от коленчатого вала, либо за счет реактивного действия струи масла.

Подобные системы были очень популярны на французских машинах и на тяжелых грузовиках во всем мире. В почти неизменном виде их можно увидеть на таких автомобилях, как ЗАЗ 968 всех модификаций, где используется система с приводом от коленвала, или ЗиЛ 130, где привод центрифуги реактивный. На грузовых моторах центробежная фильтрация позже использовалась и в сочетании с механической. Правда, в отличие от механической фильтрации, где отсеиваются частицы определенного размера, центробежная отделяет фракции по плотности, и, с одной стороны, ряд загрязнений через подобный фильтр проходит легко, например частицы сажи, а с другой — центробежный фильтр способен постепенно «вычищать» из масла даже полезные присадки, размер которых слишком мал, чтобы причинить вред мотору.

Читайте так же:
Где производятся телевизоры Philips?

Полным потоком

Сделать масляный фильтр полнопроточным удалось не сразу. В 1926 году компания Purolator выпустила первые гофрированные фильтровальные элементы, что позволило повысить качество фильтрации. В 1943-м запустила в производство первый в мире серийный полнопроточный фильтр. К 1946 году подобные фильтры стали доступны и для «гражданской» продукции, постепенно вытеснив все варианты неполнопроточных на новых машинах. В 1953-м полнопроточный фильтр был стандартным оснащением моделей Lincoln V8, но на машинах в базовой комплектации Ford все еще предлагался старый вариант.

Так фильтровали моторное масло: от железных сеток до сменных катриджей

Почти современные

Уже в 1955 году масляный фильтр приобрел форму, хорошо известную нам и сейчас: цилиндрический корпус, накручивающийся на трубу подачи, со сливом по краям и уплотнением резиновой лентой. Так называемый фильтр Spin-on стал практически стандартом для всех автомобилестроителей в течение пары десятков лет и успешно применяется и поныне наряду со сменными картриджами. В дальнейшем совершенствование фильтров шло в основном за счет изменения фильтрующих материалов.

MANN FILTER

Адольф Манн и Эрих Хуммель в 1941 году создали небольшую производственную фирму. Сегодня MANN+HUMMEL – это ведущий европейский производитель фильтров и систем фильтрации. Предприятия компании работают почти в 60 странах мира. Это лаборатории, испытательные и учебные центры, а также более 35 производственных площадок.

Автомобильный ассортимент группы MANN+HUMMEL включает:

все виды воздушных, масляных, топливных и салонных фильтров;

системы фильтрации в сборе и впускные коллекторы;

Продукция MANN-FILTER охватывает 95% мирового автопарка. Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также специальная и внедорожная техника – бульдозеры, скреперы, экскаваторы, карьерные самосвалы и прочие колесные и гусеничные машины.

Кто сегодня в числе OEM-партнеров компании? Проще ответить, кого там нет. Перебирая латинский алфавит, начнем c Audi и закончим Volvo, охватив не только «немцев» со «шведами», но и «французов», «итальянцев», «японцев» и «корейцев». Встретятся там и «непростые» партнеры: Rolls-Royce, Porsche и Lamborgini.

Изделия для вторичного рынка имеют качество OEM, поскольку выпускаются на тех же линиях и из тех же материалов, что и конвейерная продукция. А на фильтре рядом с маркировкой производителя автомобиля ставят логотип MANN-FILTER и указывают номер изделия. И покупатель приобретает его как фильтр из ассортимента MANN+HUMMEL, приравненный к оригинальному.

Масляные фильтры MANN-FILTER

Что характерно для современных фильтров? Во-первых, уменьшение габаритов – ведь подкапотное пространство становится все более тесным. Во-вторых, увеличение пробега между заменами. Для решения этих задач важен правильный выбор комплектующих.

Первое, с чего начинается любой фильтр MANN — FILTER – это индивидуальный, согласованный с автопроизводителем подбор фильтровальной бумаги для шторы. Ведь моторы все разные – и по виду топлива, и по литражу, и по мощности, снимаемой с единицы объема. А бумага эволюционирует вместе с мотором. Кроме того, бумаги для разных систем фильтрации и вида техники существенно различаются по плотности, прочности, распределению пор, типу пропитки и прочим характеристикам.

Бумага для шторы масляного фильтра создается на основе смешанных волокон (натуральных и синтетических). Она имеет равномерную плотность и оптимизированное распределение пор. При изготовлении фильтрующей шторы на бумаге формируются выступы и углубления для обеспечения постоянного зазора между гофрами. А в процессе гофрирования шторы в вершинах гофр образуются небольшие П-образные площадки. Они не позволяют верхушкам шторы «схлопываться» при прохождении очищаемого масла, что дополнительно увеличивает ресурс элемента.

В «масляной» линейке MANN-FILTER есть все виды фильтров. По конструкции это неразборные «spin-on» и сменные картриджные элементы. По назначению – полнопоточные и частично-поточные, именуемые еще «байпасными».

Одним из ноу-хау фирмы является способ склеивания фильтрующей шторы с крышками. Клеящий состав выполнен в виде ленты толщиной около 1 мм. Из нее вырубаются кольца, которые размещаются на внутренних поверхностях крышек. На автоматических линиях производится сборка элемента и кратковременный нагрев крышек, который расплавляет клей и намертво скрепляет штору и крышки, обеспечивая полную герметичность фильтрующего элемента.

Читайте так же:
Как подключить микрофон к Bluetooth?

Большинство масляных фильтров имеют два клапана – перепускной и антидренажный. Перепускной открывается при холодном пуске или загрязнении фильтрующего элемента. В изделиях MANN-FILTER этот узел имеет полимерное покрытие с низким коэффициентом трения. Слой полимера способствует быстрому открытию клапана и обеспечивает надежность его работы. Для некоторых автопроизводителей клапанная тарелка покрывается тефлоном – это дополнительно улучшает ресурс клапана. Другой клапан, антидренажный, необходим, чтобы при неработающем двигателе масло не стекало из фильтра в картер. Тем самым исключается масляное голодание после запуска мотора – ведь на заполнение маслом опустошенного фильтра потребуется время. В изделиях MANN-FILTER антидренажный клапан изготавливается из высококачественного силикона белого цвета. Он не боится старения, перепадов температур и всегда герметичен.

Вся эта «механика» (фильтроэлемент в сборе и клапаны) устанавливается в прочный металлический корпус. Фильтроэлемент прижимается пружиной в виде «паука» с четырьмя ножками – это тоже ноу-хау компании. Такая пружина фиксирует элемент не только в осевом, но и в поперечном направлении. Потом на корпус надевается крышка с усилителем и отверстиями – впускными и выпускным. Крышка завальцовывается в сборе с герметизирующей прокладкой – и масляный фильтр готов. Кстати, при работающем двигателе через него прокачивается порядка четырех объемов масляного картера в минуту – это к вопросу о надежности и ресурсе изделия.

Воздушные фильтры MANN – FILTER

Не отстают от масляных «коллег» и воздушные фильтры MANN-FILTER. Уменьшение подкапотного пространства, небольшие монтажные площадки сказываются на форме фильтров самым причудливым образом. Какие только конструкции элементов не встретишь – круглые, прямоугольные, треугольные, трапециевидные, с закругленными углами.

Сделать их, в общем-то, немудрено, если разрезать гофрированный прямоугольник фрезой или лазером. Но попробуйте обеспечить герметичность! Поэтому и работают в паре с режущим инструментом клеевые дозаторы, скрепляя гофры и не давая им распушиться.

В итоге с «воздушных» линий заводов MANN + HUMMEL сходят фильтры, обеспечивающие:

увеличение строка службы двигателя за счет тщательной фильтрации,

Спасибо правильно выбранной бумаге, оптимальному гофрированию, надежным клеевым составам и влагостойким пропиткам. Кроме того, системы фильтрации воздуха MANN+HUMMEL способствуют снижению уровня шума при всасывании воздуха.

Но это еще не всё. Стандарт Euro VI предъявляет жесткие требования к двигателям коммерческих автомобилей, а значит, и к чистоте воздуха для этих моторов. Чтобы соответствовать нормативам, MANN+HUMMEL использует в воздушных фильтрах эффективные материалы с нановолокнами.

Салонные фильтры MANN – FILTER

Также изготавливаются по новейшим технологиям. Их «изюминка» – комбинированный материал из нескольких слоев. Первый слой удерживает грубые частицы – пыль, сажу, пыльцу. Второй содержит микроволокно с электростатическим зарядом, а потому фильтрует мельчайшие частицы. Кроме того, в этих фильтрах имеется дополнительный слой с эффективными абсорбентами, нейтрализующими вредные газы. А еще – антибактериальная пропитка. В результате в салоне не просто становится чище – в нем существенно уменьшаются неприятные запахи

Топливные фильтры MANN – FILTER

Одного только чистого воздуха для двигателя мало, он должен «питаться» чистым бензином или дизтопливом. Компания MANN+HUMMEL выпускает фильтры для топлива в металлических и пластмассовых корпусах, элементы из комбинированных материалов и новейших бумаг, фильтры с водоотделителем и специальными датчиками. В ассортименте также есть фильтрующие элементы картриджного типа «без металла», фильтр для дизельного топлива PreLine с удалением воды и подогревом и многое, многое другое.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector