3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направление протектора: значение и определение

Направление протектора: значение и определение

Рисунок протектора шины является важной характеристикой, определяющей ее основные свойства. Не все знают, но именно в зависимости от глубины и характера рисунка покрышки делятся на зимние и летние. Также большое значение играет направленность протектора, увеличивающая сцепление с мокрой дорогой, улучшающая отток воды, снега, грязи, т.е. повышающая ходовые характеристики автомобиля в целом.

Зачем знать направленность?

Направление вращения шины играет важную роль при установке колес. Ведь кроме направленных, существуют и ненаправленные протекторы, симметричные и ассиметричные. Как определить направление шины на этих моделях? Производитель наносит на свои изделия соответствующую маркировку. Над разработкой рисунка протектора работает целая команда инженеров, технологов и других специалистов. Установка в обратную сторону сводит на «нет» не только работу большого коллектива, но и делает бессмысленным приобретение таких моделей (зачастую более дорогих).

При неправильной установке покрышки быстрее снашиваются, автомобиль становится менее устойчивым, плохо держит дорогу, увеличивается расход топлива. Те качества, которые должны были улучшиться, наоборот ухудшаются.

Особенности установки

Чтобы показать направление рисунка, на шинах размещается стрелка и надпись «Rotation» (вращение). Таким способом могут маркироваться как направленные, так и не направленные изделия.

Стрелка на покрышкеНадпись «Rotation»

Как определить направление протектора шин с ассиметричным рисунком? Здесь тоже все просто. Распространенные в нашей стране модели маркируются надписями «Outside» (наружу) и «Inside» (внутрь). Соответственно проводится и установка колес. Перепутать сложно.

Наружу и внутрь

Не так давно выпускались строго левые и правые покрышки, имеющие хорошие ходовые показатели, но из-за дороговизны производства и эксплуатации, постоянной путаницы на складах от их изготовления отказались.

Определить вращение шины с симметричным рисунком протектора проще всего. Здесь нет ни направления, ни строго определенных сторон. Покрышки устанавливаются в любом положении. Это идеальный вариант для «запаски».

Немного советов

Приобретая новый комплект шин, определитесь, с каким типом дорожного покрытия вы будете иметь дело чаще всего. В зависимости от этого выбирайте рисунок протектора и его направленность.

Помните, что езда с неправильно установленными покрышками опасна, управляемость машины снижается. Если ситуация вынуждает временно передвигаться на такой покрышке соблюдайте скоростной режим и будьте предельно внимательны.

INSIDE и OUTSIDE на шинах. Разбираем ассиметричный рисунок

Не так давно я писал свой отзыв на шины GISLAVED (почитайте интересно). Но многие мои зрители на канале YOUTUBE (можете подписаться ссылка справа), увидели на моих шинах (которые обуты на мой KIA OPTIMA) – ЯКОБЫ НЕПРАВИЛЬНЫЙ РИСУНОК. Справа елочка смотрит не вперед, а назад! НУ и понеслось – «да у тебя неправильно резина одета», «да какой ты блоггер после этого», «да я монтажник на СТО и подтверждаю — что не правильно одеты» и т.д. Для всех «умников» которые не видели нормальную зимнюю резину и не знают что такое «INSIDE» и «OUTSIDE», эта статья просто обязательна для прочтения (ну и видео в конце также) …

INSIDE и OUTSIDE на шинах

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Самое страшное в этой теме не «школота», которая пишет всякий бред в комментариях, а работники шиномонтажа (посмотрите видео внизу). Для всех хочу рассказать о зимних ассиметричных покрышках.

Зимние покрышки (основные типы рисунка)

На данный момент, есть всего три типа рисунка на шинах (что на летних, что на зимних) – это так называемые классические (их называют еще ненаправленные), направленные и ассиметричные:

  • Классический рисунок— писать особо нечего, если описать в двух словах, идут ровные ламели, правая сторона копирует левую. Рисунок может быть направлен друг против друга.

Классический рисунок

  • Направленный – здесь правая сторона и левая являются зеркальными копиями. Обычно они имеют направление вперед (что-то типа латинской буквы V, у нас такой тип называют «елочкой»). Также по бокам есть надпись «ROTATION», со стрелкой вращения колеса. ВАЖНО! Шину нужно ставить — по стрелке вращения вперед, если стрелка (и направленный протектор) смотрят назад это не правильно!
Читайте так же:
Можно ли подключить ноутбук к системному блоку?

Направленный протектор

ROTATION

  • Ассиметричный –раньше они применялись в основном только летом (сейчас все больше производителей переходят и на зиму). Здесь правая и левая сторона, вообще не похожи друг на друга. Обычно внутренняя часть протектора намного уже, чем наружная. НУЖНО ЗНАТЬ! Зачастую рисунок здесь не важен, он может даже быть направлен назад (вправо, влево, вперед) здесь важно совместить две надпись «INSIDE» и «OUTSIDE» (про это чуть ниже).

Ассиметричный

Сейчас многие производители для зимних вариантов используют именно направленный и ассиметричный рисунки протектора. Именно они наиболее эффективно отводят влагу, снег и прекрасно держат автомобиль в зимних поворотах, на льду.

Стоит отметить, что правила установки на шиномонтаже, для направленного и ассиметричного вида ОТЛИЧАЮТСЯ (и не применяются друг для друга).

Простыми словами, неправильно искать направление «елочки» на ассиметричных шинах

INSIDE и OUTSIDE – что это такое?

Вот мы и подошли к самому интересному. Если с направленной и классической покрышкой, при монтаже, все понятно. Совмещаем «елочку» и стрелку «ROTATION» и устанавливаем. ТО с ассиметричными вариантами много путаницы.

Часты такие вопросы – «поставили шины на СТО неправильно, правая сторона смотрит вперед, а левая назад»! Или – «мне продали 4 левых или 4 правых колеса». В общем «люди в опасности», «что делать?»

Протектор назад

Давайте разбираться, запомните два правила при установке ассиметричных шин:

  • Рисунок протектора, рисунок на корде – АБСОЛЮТНО не важен в установке! Еще раз — хоть он смотрит вперед, назад, вправо, влево – все равно.
  • Шина должна ставиться, по двум меткам – INSIDE – внутренняя сторона, OUTSIDE – внешняя сторона.

НО ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК:

INSIDE — смотрите ассиметричная шина, сделана немного по-другому, чем два остальных типа. Каждая зона, отвечает за свою часть работы. Обычно у нее внутренняя сторона немного слабее, у нее тоньше слой протектора и она рассчитана на работу при высоких скоростях. При поворотах на нее не идет основная нагрузка, так как она находится внутри – именно поэтому INSIDE (переводится как внутренняя сторона). Если поставить ее наружу, то при крутом повороте, она просто может не выдержать нагрузки и лопнуть! Это очень опасно

INSIDE

OUTSIDE – как становится понятно (перевод внешняя сторона). Она имеет намного больший и усиленный протектор, и она прекрасно держит автомобиль в поворотах, на нее идет основная нагрузка. А еще именно этой стороной обычно вы «притираетесь» к бордюрам. Эта сторона должна быть снаружи.

OUTSIDE

Стоит отметить, что ассиметричные колеса самые технологичные из всех трех типов. Обратной стороной медали, может быть немного большая стоимость, ну и неграмотная установка на бездарных СТО! Запомните главное – ПРАВИЛЬНО СОВМЕСТИТЬ, иначе это просто опасно.

Сейчас видеоверсия, смотрим.

НА этом заканчиваю. Думаю, моя статья и видео были вам полезны. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.

(14 голосов, средний: 4,71 из 5)

Что будет, если направленную шину поставить наоборот

Что касается мнения шинных компаний по этому поводу, то с их позицией все ясно: поставите направленное колесо «не в ту сторону» — пеняйте, в случае чего, на себя. На суждения по этому поводу участников всевозможных интернет-форумов опираться тоже как-то не серьезно, ориентироваться на субъективные разглагольствования совершенно незнакомых людей — занятие сомнительное.

В конце концов, в ходе долгих поисков мы наткнулись на исследование профильной европейской организации — European Tyre and Rim Technical Organization (ETRTO), название которой можно перевсти как «Европейская техническая организация по ободам и покрышкам». Они однажды взяли и проверили, как ведут себя колеса с направленным рисунком протектора, если их установить на машину в противоположном от рекомендованного производителем направлении вращения.

Читайте так же:
Сколько выпущено Уаз Буханка?

В отчете об испытании говорится, что в нем приняли участие покрышки трех известных брендов. Их поведение изучалось в условиях контролируемо влажной дороги как в случае правильной установки на машину, так и при «обратном» монтаже. Специалистов интересовали два главных вопроса: насколько зависят управляемость машины и ее характеристики торможения от правильности установки направленной резины.

Результаты бепристрастных профессионально организованных тестов, как ни странно, не смогли выявить значимых изменений коэффициента сцепления колес с мокрой дорогой при разных вариантах монтажа. Причем отсутствие заметного негативного эффекта при «обратной» установке направленной покрышки было характерно для всех марок шин, участвовавших в исследовании. Таким образом, можно утверждать, что управляемость и характеристики торможения при ошибке в установке колес не меняются.

Единственный показатель, на который действительно оказывает влияние направление установки колеса с направленным рисунком — это аквапланирование. Вернее — скорость, при которой оно начинается. Машина «с колесами не в ту сторону» теряет контакт с дорогой при чуть меньших показаниях спидометра, нежели в случае правильно установленных покрышек. Справедливости ради заметим, что об этом эффекте вполне можно было догадаться и без натурных опытов: рисунок протектора для того и делается направленным, чтобы эффективней отводить воду из пятна контакта колеса с дорогой. Если машину «обуть» наоборот, отвод воды, как минимум, ухудшится и авто будет «всплывать» при меньших скоростях движения по воде.

Другими словами, установка направленной резины «задом на перед» ничем смертельным не грозит, разве что в ливень не стоит гонять совсем уж отчаянно. Неприятности от установки колес «против стрелки» лежат в иной области. Во-первых, из-за этого может усилиться шум от покрышек при движении и во-вторых, — ускориться их износ.

Протектор шин

Разница в структуре дорожного покрытия, а так же климатические условия вынуждают производителей разнообразить рисунок протектора. Его структура, параметры и конфигурация напрямую влияют на способность автомобиля передвигаться в тех или иных условиях, а так же определяют скорость и качество самостоятельной очистки шины.

Классификация протектор шин:

— по форме дорожки шины делятся на направленные, ненаправленные и ассиметричные;
— по приспособленности к дорожному покрытию – дорожные, универсальные, повышенной проходимости;
— по времени года – летние, зимние, всесезонные.

Виды протектора по форме дорожки (рисунок протектора)

Протектор шин - Симметричный ненаправленный рисунокНенаправленный симметричный рисунок протектора применяется чаще всего. Преимущества такого рисунка – это отсутствие сильного шума при движении, комфортное управление автомобилем, устанавливаются на любую ось автомобиля. В то же время такие шины предназначены для низких скоростей и плавного маневрирования, правда, что касается скорости – тут бывают и достаточно высокие показатели. Они достаточно недорогие и, как правило, идут в комплекте к новому бюджетному автомобилю, что отличает их от дорогих моделей или спортивных, т.к. они часто идут с той резиной, с которой должны эксплуатироваться по своему назначению.

Протекторы шин - Асимметричный ненаправленный рисунокШины с ненаправленным ассиметричным рисунком требуют больше внимания как при установке на диск, так и на ось. На первый случай на таких шинах есть маркировка Outer и Inner — соответственно внешняя и внутренняя стороны. С таким протектором можно совершать более резкие маневры, т.к. сцепление с дорогой у него на порядок выше. Это относит такие шины в разряд спортивных, где часто приходится совершать резкие повороты.

Читайте так же:
Что такое камера Ahd?

Протектор шин - Симметричный направленный рисунокНаправленный симметричный рисунок всегда маркируется рядом стрелок на боковой части колеса и маркировкой «Rotation», которая должна находиться на внешней стороне. Такой протектор позволяет автомобилю хорошо держаться на влажном дорожном покрытии. Тем же свойством обладают и шины с направленным ассиметричным рисунком. Такой способностью эти шины обязаны широким канавкам, через которые производится отток воды, которая в результате перестает препятствовать надежному сцеплению. Если рассматривать применение такого протектора на примере автомобиля с задним приводом, то можно заметить, что колеса, установленные на переднем мосту, отгоняют воду в стороны, тем самым освобождая путь для задних колес, которые в итоге движутся уже по более сухой поверхности. Таким образом, автомобиль не буксует, а отдает максимум энергии двигателя в движение. На сухой же дороге такой протектор шин ведет себя не хуже, обеспечивая отличную координацию автомобиля и возможность безопасного маневрирования. Все это позволяет применять такие шины для эксплуатации в режиме высокой скорости.

Проекторы шин - Асимметричный направленный рисунокШины с направленным ассиметричным рисунком маркируются так же, как и предыдущие, т.е. на боку колеса есть стрелки с маркировкой «Rotation», и это место является внешней стороной колеса. Однако встречаются они гораздо реже, чем их симметричные собратья и к тому же иногда имеют дополнительную маркировку для обозначения внешней и внутренней стороны — Outer и Inner.

К слову, если приходится иметь дело с ненаправленным рисунком, будь то симметричный или ассиметричный узор, их можно устанавливать на ось автомобиля в любой последовательности, а так же менять между собой при условии, что на диски они установлены в соответствии с технологией. Это кардинально отличает их от шин с направленным рисунком. Они между собой меняются только по одному борту автомобиля.

Кроме того, здесь так же присутствует зависимость уровня шума от узора протектора. Направленный протектор шумит сильнее. Однако данная зависимость неоднозначна, поскольку на акустическую характеристику влияет так же и размер самого протектора шин, т.е. его глубина. Чем она выше, тем сильнее шумит, но лучше самоочищается от грязи.

Виды протектора по приспособленности к дорожному покрытию

Данная характеристика наиболее важна для автомобилей с повышенной проходимостью (внедорожников)

Классификация автошин - шоссейные шиныШоссейные шины маркируются H/T или H/P. Это сокращение от английского Highway Terrain и Highway Performance соответственно, что переводится как шоссейная местность и шоссейное исполнение. По сути одно и то же. Это обычные шины для передвижения по асфальтовой или другой дороге с твердым покрытием, в том числе в условиях осадков. На такой дороге с этими шинами автомобиль идет уверенно, сцепление превосходное. Кроме того, в условиях дождя такой протектор шинобеспечивает интенсивный отвод влаги и низкий уровень шума. Однако самоочистка такого протектора очень оставляет желать лучшего. Таким образом, на таких колесах не рекомендуется передвигаться по грунтовой дороге, а в зимнее время года эксплуатация таких колес просто исключена.

Классификация автошин - универсальные шиныУниверсальные шины можно определить по маркировке A/T, что расшифровывается как All Terrain и переводится – любая местность. К слову, это название очень часто путают с всесезонными шинами. Это не правильно, потому что данная характеристика не имеет ничего общего с классификацией по времени года. Как видно из названия, колеса с таким протектором можно применять для любого вида дорожного покрытия – твердого асфальта или бетона, грунтовой дороги, в том числе и покрытой грязью, щебенки и т.д. Акустическая характеристика у такого протектора достаточно хорошая – уровень шума при езде низкий. В то же время маневренность автомобиля с такими шинами достаточно высока. К этому прибавляется комфортабельное управление и отличная проходимость. Внешне такой протектор похож на шоссейный, но его рисунок гораздо крупнее и щели между его элементами больше, что обеспечивает хорошую самоочистку шины.

Читайте так же:
Чем смазать ремень что бы не свистел?

Классификация шин - специализированные грязевые шиныГрязевые шины являются специализированным видом и маркируются как M/T, что означает Mud Terrain. Они применяются при езде по местности с глубокой грязью, по полному бездорожью, по дорогам, усеянным камнями и, по сути, применимы для экстремального вождения практически в условиях пересеченной местности. Рисунок такого протектора шин представляет собой шашки большого размера и глубины, при этом прямые элементы в узоре совершенно отсутствуют. Все это способствует хорошей самоочистке от крупных кусков грязи и камней. Так же здесь могут быть использованы грунтозацепы. Грубо говоря, это часть протектора, находящаяся на боковой части колеса. Эта конструктивная необходима для передвижения по глубокой грязи. С ее помощью сцепление с поверхностью происходит во всех направлениях, и вероятность того, что машина забуксует, снижается. Минусом такого протектора является высокий уровень шума, при движении по трассе с твердым покрытием.

Классификация шин - спортивная модификацияСпортивный вариант шин является симбиозом шоссейных и универсальных шин. Маркируется S/T , что расшифровывается как Sport Terrain. По конструкции они схожи с шоссейными шинами, но имеют более широкий рисунок по бокам. Как видно из названия, такие шины применяются для экстремального вождения по гладкой трассе, а так же для движения по грунтовой дороге и неглубокой грязи в спокойном режиме. Их можно использовать для поездок за город и более интенсивной эксплуатации в городском режиме.

Виды протектора по времени года

В связи с тем, что разница в температурах зимой и летом, как правило, сильно различается, возникает необходимость разделять шины по погодным условиям. Не малое значение тут играют и осадки, ведь сцепление с покрытием дороги будет отличаться в зависимости от времени года. Приспособление шин к погодным условиям достигается применением в изготовлении резины с разным составом.

Летняя резина, очевидно, применяется для эксплуатации в теплое время года. Она может применяться как для дорог с твердым покрытием, так и для езды по пересеченной местности. В процессе летней эксплуатации шина испытывает высокие температурные перегрузки, поэтому ее корд изготовлен из соответствующих материалов, позволяющих исключить возможность деформации и разрушения колеса. Кроме того, летом автомобили передвигаются значительно быстрее, чем зимой, поэтому скоростные характеристики у летней резины так же повышены. Структура резины подбирается таким образом, чтобы обеспечить сохранение ее свойств при высоких температурах, что очень важно при маневрировании на высокой скорости.

Зимняя резина применяется при минусовых температурах, при этом учтена возможность передвижения по скользкому покрытию. Так такие шины вполне возможно применять для поездок в теплое время года, но не выше 10 градусов. Этим свойством следует пользоваться при невозможности определить температуру следующего дня, т.е. весной и осенью. Состав такой резины отличается от летней – тут упор делается на сохранение эластичности при замерзании. В отличие от летней, на этой резине корд выполнен из менее прочных материалов, т.к. нет нагрева, да и скоростные характеристики занижены. Рисунок протектора, как правило, состоит из прямых линий, нанесенных под разными углами. Это дает преимущество при передвижении по снегу, однако одновременно ухудшаются характеристики управляемости автомобиля, и появляется шум при езде по твердому покрытию в отсутствие снега. Зимние шины подразделяются на шипы и липучку, которые так же имеют собственные плюсы и минусы.

Многие автовладельцы считают, что зимние шины под названием «липучка» можно эксплуатировать и летом, при высоких температурах, но это не так. Липучка – это нешипуемые шины, предназначенные для эксплуатации в зимнее время года. Так же как и у шипованной резины у них есть такие свойства, которые исключают их летнее использование:

Читайте так же:
Как работает реле топливного насоса?

химический состав материала, из которого изготовлены шины, не способен выдерживать высокие температуры, которые возникают в колесе при движении по трассе в теплое время года, вследствие этого шины быстро стираются и теряют такие важные характеристики, как управляемость и скорость реакции на маневр, что с одной стороны приводит к дополнительным затратам на их замену, а с другой повышает уровень опасности аварии;

прямые линии на протекторе (ламели) в зимних шинах помогают обеспечить лучшее сцепление с утрамбованным снегом и со льдом, однако на сухом твердом покрытии такой рисунок уменьшает тормозные свойства автомобиля, что повышает аварийную опасность, кроме того, нарушается поперечная устойчивость, что так же не очень приятно как для водителя, так и для пассажиров;

корд, установленный в зимней резине, не достаточно прочен, чтобы выдерживать высокие температуры, возникающие вследствие передвижения на высокой скорости и в теплую погоду, поэтому он просто может разрушиться во время движения, вследствие чего шина деформируется или просто лопнет, таким образом, вероятность съезда автомобиля с дороги повышается;

зимние шины шумят при передвижении по дороге с асфальтовым покрытием, чего нельзя сказать о летней резине – там акустические свойства гораздо лучше.

Зимняя резина маркируется значком «*» — звездочка, который больше похож на снежинку. Плюс к этому на большинство таких шин нанесена дополнительно маркировка «M+S», что расшифровывается Mud + Snow – грязь плюс снег. Однако это не всесезонные шины, не надо путать.

Вообще, такая маркировка нигде не зарегистрирована и может означать все что угодно. «M+S» порой даже ставится на летние шоссейные шины, но на время года это никак не указывает. А вот звездочка всегда указывает на принадлежность шины именно к классу зимних.

Всесезонные шины можно ставить в любое время года. Их ассортимент достаточно мал и не популярен в нашей стране. Они лучшим образом подходят для эксплуатации в условиях менее жесткого климата, не такого как у нас, тем более где-нибудь в Сибири, где температура опускается до минус 70 градусов. В принципе, совместить в одном изделии зимнюю и летнюю резину – это, по мнению специалистов утопия. Ведь положительная и отрицательная температура в совокупности с осадками не могут позволить сделать такой шаг. В итоге получилось изделие, которое одинаково плохо показывает себя как зимой, так и летом. Связано это с физической невозможностью получить универсальную резину, которая обладала бы таким широким диапазоном характеристик и которая позволяла бы одинаково надежно сохранять свои свойства в разных температурных и дорожных условиях. Если в европейской части России такие шины еще как-то можно использовать, то в Сибири их эксплуатация недопустима, хотя даже в первом случае их показатели будут значительно хуже, чем у летних и зимних шин. Универсальные шины с маркировкой А/Т часто путают со всесезонными, хотя это разные вещи. Однако если универсальные шины одновременно являются всесезонными, то их эксплуатация будет зависеть от многих факторов, и в первую очередь от самого автомобиля. Его масса напрямую влияет на надежность сцепления с дорожным покрытием, ведь чем больше весит автомобиль, тем сильнее он сжимает воздух в шинах, тем сильнее они сжимаются под его весом, и тем больше площадь соприкосновения с поверхностью дороги. Кроме того, тут следует отметить так же такую характеристику, как полный привод. Это тоже будет значительно влиять на способность автомобиля держаться на дороге.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector